Некоторые процессы и явления мы ругаем, на чём свет стоит, не зная, что ругать их можно, используя вполне научные (эпонимические) названия. А можно ли обойтись без ругани, просите вы? Нет, нельзя. Потому что когда вам надо налить из канистры в бутылку, из кастрюли в банку или из чайника в стакан какую-нибудь жидкость, а она, зараза, так и норовит стечь по стенке на пол, это дико бесит.
Такой вот "эффект чайника" по-умному называется ЭФФЕКТОМ КОАНДА (или ЭФФЕКТОМ КОАНДЫ).
Суть этого физического явление в том, что струя жидкости, вытекающая из сопла, стремится отклониться по направлению к стенке и при определенных условиях прилипает к ней. Это объясняется тем, что боковая стенка препятствует свободному поступлению воздуха с одной стороны струи, создавая вихрь в зоне пониженного давления. Аналогично ведёт себя и струя газа.
С данным эффектом мы, сами того не зная, сталкиваемся очень часто. Например, он применяется в кондиционерах, для создания эффекта прилипшей к потолку струи воздуха, что улучшает циркуляцию воздушных потоков в помещении.
На его основе также создано несколько проектов летательных аппаратов (советские Ан-72 и Ан-74, американские QSRA и Boeing YC-14), в которых для увеличения подъёмной силы крыла используется обдув реактивной струей от двигателя самолёта.
И вообще, там, где есть оперения, несущие плоскости и стабилизаторы со всякими предкрылками и закрылками, как правило, везде можно встретить ЭФФЕКТ КОАНДА - в том числе, даже на Формуле-1.
"Прилипание" к физическому телу струи жидкости или воздуха объясняет такое любопытный эффект как "танцующее яйцо".
Чтобы его наблюдать, вовсе не обязательно искать какой-нибудь фонтан и подвешивать в его струях округлое тело. Вполне достаточно взять обычный мячик для пинг-понга и поместить его в кастрюлю, куда направлена струя воды из-под крана. Мячик будет плясать, тонуть и всплывать в потоках льющейся жидкости, но при этом никуда из струи не денется и останется в неё, словно привязанный.
Генри Коандэ, он же Анри Коандэ (7 июня 1886 - 25 ноября 1972) - румынский учёный, специалист по аэродинамике, один из пионеров авиации. Получил военное образование в Бухарестской Школе артиллерийских, военных и флотских инженеров, затем поступил в Высшую техническую школу в Шарлоттенбурге, Германия. А позже прошёл обучение ещё и в Высшей Национальной Школе Инженеров и Авиаконструкторов, что во Франции.
В 1905 году сконструировал свой первый самолёт для румынской армии. В 1910 году создал прототип первого реактивного самолёта - Coanda-1910, в котором компрессор, работая от 4-цилиндрового 50-сильного бензинового мотора Clerget, нагнетал воздух в две камеры сгорания, расположенные по бокам фюзеляжа, в которых воздух смешивался с топливом и сгорал, создавая реактивную тягу. Несмотря на то, что в испытаниях хвостовое оперение сгорело и потерявший управление самолёт врезался в амбар, именно тогда конструктор обратил внимание на особенности поведения реактивной струи и пришёл к открытию ЭФФЕКТА КОАНДА.
Во время Первой мировой войны работал в Париже, сконструировал три поршневых самолёта. Позже изобрёл аэросани и аэродинамический поезд.
Во время Второй мировой войны оставался в оккупированной Франции, а в 1969 году вернулся в социалистическую Румынию, где был назначен директором Института научного и технического творчества.
Его именем назван Международный аэропорт Бухареста.