Тяжелая экономическая ситуация не могла пройти бесследно для бизнесменов республики. По индексу конфликтности они занимают третье место по России. Разбираемся с экспертами, как так вышло.
Московская школа управления «Сколково» и инвестиционная компания А1 представили доклад по индексу конфликтности бизнеса. Оказалось, что в России это значение в первом квартале 2022 года выросло до показателей 2,23 – рекордная цифра за всю историю наблюдений с 2017 года. Предыдущий рекорд зафиксировали во втором квартале прошлого года – 2,2.
Татарстан замкнул тройку лидеров-регионов с наибольшим индексом конфликтности – у нас он достиг 2,16, продемонстрировав рост в +181,9%. Наибольший рост - в Ямало-Ненецком округе и Адыгее. А вот в «зелёной зоне» Карачаево-Черкесия, Ингушетия и Кабардино-Балкария.
Кризис = конфликты
Для начала разберемся, как вообще рассчитывается индекс конфликтности бизнеса. Для этого есть специальная формула. Она учитывает количество судебных исков в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, отобранные в сфере корпоративных споров, обращения СМИ, связанные с теми же спорами. Рассматривается и количество бизнес-организаций на территории.
- Когда в экономике развиваются кризисные ситуации, то вполне логично, что количество конфликтов растет, - пояснил кандидат экономических наук, доцент Булат Бакеев. – Рушатся хозяйственные связи, кто-то не может выполнять свои обязательства по объективным и субъективным причинам, кто-то пользуется ситуацией и не хочет поставлять или рассчитываться, хотя у него такая возможность есть. Ситуации бывают разные, но многие из них доходят до арбитражного суда.
Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов считает, что следует стремиться к снижению конфликтности, так как это влияет на репутацию предприятий.
- Надо уметь договариваться, идти на компромисс. Нужно строить долгосрочные деловые отношения потому что репутация стоит дорого. Именно с индексом конфликтности связан репутационный капитал компаний, - отметил он. – Сейчас многие компании вкладываются в личный бренд. А в силу развития информационных технологий конфликты трудно укрыть, проверить деловую репутацию компании очень легко.
Ресторатор Вячеслав Миллер рассказал, что чаще всего проблемы возникают из-за арендных отношений.
- Мы снимаем аренду, ведем там деятельность и могут быть какие-либо конфликты. Особенно споры возникали в пандемию, когда не все предприниматели могли справиться с платежами, - объяснил он.
Нужно повышать доверие к судебной власти
Булат Бакеев считает, что Татарстан занял высокую позицию из-за своей привлекательности для ведения бизнеса среди российских регионов.
- Здесь много организаций, следовательно, возникает много конфликтов, - предположил он.
Некоторые эксперты придерживаются мнения, что конфликтность возникает из-за отсутствия понимания между бизнесом и властью. Однако Бакеев говорит, что это имеет небольшое значение.
- Власти, в том числе региональные, мало как могут повлиять на количество конфликтов. Необходимо повышать доверие к судебным органам, к службе судебных приставов, - подчеркнул он.
Но это требует много времени, ресурсов и долгосрочной комплексной программы действий, быстро такие вопросы не решаются.
- Чтобы индекс конфликтности начал снижаться, необходимо исключить причины кризисных явлений и заниматься улучшением бизнес-среды и инвестиционного климата, - подытожил спикер.
Миллер тоже думает, что государственные органы в формировании индекса не играют особой роли.
- Власть старается в таких ситуациях абстрагироваться и чаще всего не может с этим ничего поделать. Это если говорить конкретно обо мне в пандемию, - поделился предприниматель. - Я думаю, что теперь конфликты будут по другому поводу появляться. Но все равно деловая активность потихоньку падает.
А вот Александр Андреев, пресс-секретарь Уполномоченного при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Фарида Абдулганиева утверждает, что конфликтность – явление, напротив, положительное.
- Разрешение споров, связанных со слиянием или разделом активов, урегулированием финансовых претензий к контрагентам путем обращения в суд – это нормальная практика, которая говорит о доверии бизнеса к российской судебной системе, - акцентировал он. – Также это означает, что бизнес развивается и подстраивается под существующую экономическую среду, растет деловая активность.
Также Андреев призвал предпринимателей активнее использовать процедуру медиации, то есть решать споры при помощи третьей стороны.