Найти тему
Валерий Грачиков

«Нету княже на тебе вины»

Вот что вы хотите, а нет в русской истории более великого князя и вообще правителя, чем Владимир Мономах. Недаром цари совершенно другого государства, возникшего на осколках того, сшитого на живую нитку раннефеодального объединения венчались на царство ни чем нибудь, а шапкой Мономаха. Его головным убором, не имевшим к нему никакого отношения.

Вдумайтесь в один простой факт. Когда не стало его отца, Владимиру Всеволововичу исполнилось уже 40 лет. Даже по нынешним временам не мальчик. А по тогдашним – вообще близко к старости. И он мог стать во главе Древнерусского государства. Сил, опыта и военной удачливости у него бы хватило. Но это бы была война. И он отказался от высшей власти добровольно. Потому что по закону, им же, по сути, и созданному немного позднее, править сначала следовало бездарному, неудачливому, но старшему по роду двоюродному брату. И уехал. Сначала в Чернигов, а потом вообще в заштатный Переяславль.

Правда, как-то при этом всегда забывается, что кроме этого «заштатного» Переяславля, Владимир Мономах контролировал ядро будущей России – Ростов и Суздаль с новыми городами вроде основанного им Владимира. А заодно такие скромные города как Смоленск и, самое главное – Новгород.

Но, тем не менее, двадцать долгих лет он признавал над собой верховенство человека, который был бездарнее и слабее. И в итоге все равно стал великим князем. В эпоху, когда все рушилось. И не только потому что нарастала феодальная раздробленность. Но и потому что успешно закончился Первый Крестовый поход и в Европу появился другой торговый путь. А дорога «из варяг в греки» франкам стала не нужна. Тем более, что в Крестовых походах одной из самых важных сил были нормандцы. А Владимир Мономах был им совсем не друг. И не только из-за того, что они стали возить товары другим путем. Но потому что был жена на дочери последнего англосаксонского короля. Да, мои читатели, Владимир Мономах – зять Гарольда Годвинссона, того самого, который сложил свою голову на поле Гастингса в 1066 году.

Коротко о том, кем приходились Владимиру Мономаху Гаральд Гардрада и Гарольд Годвинссон:

И вот только после всех этих слов получается наконец перейти к объяснению, что это за заголовок такой – «Нету княже на тебе вины».

Понимаете ли в чем дело. О делах, моральном уровне, вообще о Владимире Всеволодовиче как человеке мы судим по «Поучению Владимира Мономаха». Так уж получилось, что нам повезло и эта рукопись уцелела до наших времен в составе Лаврентьевской летописи. Граф Алексей Мусин-Пушкин подрезал ее в Новгородском Софийском соборе – взял «почитать» и не вернул. Правда, потом подарил Александру I и поэтому теперь у нас нет возможности ломать копья в спорах подделка это или нет, как получилось со «Словом о полку Игореве», которое Мусин-Пушкин также подрезал в Кирилло-Белозерском монастыре.

Так вот очень хорошо, что эта рукопись сохранилась. И что Мономах в ней исключительно достойный правитель. Но дело в том, что времена тогда были, скажем так, средневековые. И истории вроде «Красной свадьбы» из «Игры престолов» были в те времена весьма распространены.

-2

В 1096 году в Переяславль приехали послы от половцев – основного врага Древнерусского государства на то момент. Планировалось заключить перемирие на некоторое время. Часть половцев заехала в Переяславль в качестве заложников, Владимир в ответ дал в качестве аманата своего сына Святослава.

Но тут из Киева подъехали дополнительные силы и Владимира Всеволодовича стали склонять к тому, чтобы расправиться с половцами, напав на них ночью.

«…Владимир же не хотел того, говоря: «Как могу сделать такое, клятву им дав?». И сказала дружина Владимиру в ответ: «Княже! Нету тебе в том греха: они же всегда, дав тебе клятву, губят землю Русскую и беспрестанно проливают кровь христианскую…»

Сына Владимира, остававшегося у половцев в качестве заложника, выкрала группа спецназовцев, тьфу, наиболее ловких дружинников. После чего сначала навалились на тех половцев, что стояли за городом. А затем, тех, кто находился в городе, тоже заманили «позавтракать». Вот только вместо мяса и меда половцев ждали стрелы.

-3

Вот такая типично средневековая история, после которой случился успешный поход на половцев, потому что дружинники Мономаха свалились на них как снег на голову. И в своем «Поучении», он нисколько не жалел, что «Итлареву чадь погубили».

Время было такое. А половцы - враги из врагов. С тем же Олегом Гориславичем Мономах станет договариваться, несмотря на то, что из-за нападения не станет одного из сыновей Владимира Всеволодовича, между прочим – крестника того самого Олега.

Повторюсь – время было такое. И Владимир Мономах был для того времени непререкаемым авторитетом. Недаром в 1113 году гонец на взмыленной лошади прискакал в заштатный Переяславль, чтобы сообщить:

- Святополка не стало. Не хотят никого кроме тебя княже. Поезжай, не мешкая занять великий стол отца своего и деда.

И было ему тогда уже шестьдесят лет!

Почитать о событиях 1066 года, можно в следующих моих статьях:

Статья о битве при Стамфорд-бридже, большая и подробная:

Статья о Гастингсе:

------------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.