#искусство #культура #литература #поэзия #книга
О Владимире Маяковском много написано и изучено, а вот его современник и не менее гениальный поэт Николай Клюев еще ждет своего внимательного читателя.
Противоположности в искусстве. Вроде бы два безгранично талантливых человека, но вместе они никогда не смогли бы поладить. Это не из области предположений, здесь все ясно наверняка. Речь идет о Клюеве и Маяковском. Если с Есениным точки соприкосновения были найдены, хоть и отношения были сложными, то с «крикуном-богоборцем», как его называл Клюев, поладить ему не удалось.
Как строились отношения двух разных поэтов, расскажу в этой статье. Маяковского Клюев ненавидел. В прочем, это чувство было взаимным. Современники говорили, что они постоянно давали друг другу оскорбительные прозвища. В первые годы революции Клюев относился к поэзии Маяковского неоднозначно. При этом вниманием ее не обходил. Реминисценции из стихов Владимира Маяковского говорят о том, что Клюев был неплохо знаком с его поэзией. Это своего рода признание гениальности Маяковского самим Клюевым. Если бы он считал его бездарным, то не уделял бы ему столько внимания.
Публикация стихотворения Маяковского в 1918 году «Радоваться рано» вызвала в Клюеве возмущение. В произведении поэт говорит о низкой роли классического наследия, призывает атаковать классиков и создавать новое утилитарно-производственное искусство. Клюев не смог промолчать. Ответом стало стихотворение «Маяковскому грезится гудок над Зимним...», написанное поэтом в 1919 году. В нем встречаются реминисценции из стихов Маяковского. Клюев буквально жалеет городского поэта, что ему неведома та жизнь, которую видит он. Он отмечает, что в поэзии Маяковского нет глубины.
Клюев вступает в полемику с пролеткультовцами ни один раз. В том же 1919 году он написал стихотворение «Пожалейте трудную скотинушку...», в котором снова упомянул Владимира Маяковского с Бриками. Клюеву было чуждо преклонение перед технизацией жизни. Он упрекал в такой позиции пособников революции.
Потом в 1934 году Клюев вновь обратился к Маяковскому, который уже отправился в мир иной. Он написал стихотворение «Ecть демоны чумы, проказы и холеры...». В нем Клюев называет Маяковского злодеем. В том же году выходит поэма «Кремль». Здесь он выступает с оправданием своего народного языка перед Маяковским, который уже 4 года был на том свете.
Во всех перечисленных произведениях Клюев противопоставляет городу крестьянскую культуру. Он считает, что город не может к ней приблизится. Но не это главное. В стихах Маяковского Клюева смущала простота и поверхностность. Именно поэтому в своих работах он противопоставляет ему нечто душевное и глубокое.
Мне импонирует такой подход, при котором поэты, не признающие точку зрения оппонента, изучают творчество друг друга, делают на основе этого свои произведения. То есть происходит признание таланта, но отрицание мнения. Это интересно изучать.
Может у вас на этот счет иная точка зрения? Расскажите об этом в комментариях. И вообще: читаете стихи Николая Клюева?
Ваши лайки и комментарии помогают развивать канал.
#маяковский #клюев #стихи #кремль #чтение