Найти тему

Налоговый и бухгалтерский учёт на УСН «Доходы минус расходы»

Оглавление

Налоговый учёт

На УСН налоговый учёт ведут в Книге учёта доходов и расходов (КУДиР) по форме из приложения № 1 к Приказу Минфина № 135н от 22.10.2012. Её заводят на каждый календарный год и отражают в ней все поступления и затраты, которые участвуют в расчёте налога УСН. Для доходно-расходной упрощёнки предназначены разделы с первого по третий.

Затраты, на которые можно уменьшить налоговую базу, соответствуют сразу нескольким критериям:

  • Входят в список расходов из п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
  • Экономически обоснованы, то есть нужны для получения дохода от предпринимательской деятельности.
  • Полностью оплачены.
  • Подтверждены правильно оформленными документами — чеками, счетами-фактурами, УПД, накладными, актами и др.
  • То, за что платили, получено, а товары для перепродажи ещё и реализованы.

Доходы учитывают кассовым методом, то есть вносят их в КУДиР по факту зачисления денег на расчётный счет или внесения в кассу налички.

На УСН «Доходы минус расходы» затраты на приобретение основных средств учитывают по-особому. В КУДиР для них есть отдельный раздел — второй. После ввода основного средства в эксплуатацию расходы списывают равными частями на последнее число каждого квартала. Амортизацию в налоговом учёте не начисляют. Все расходы на приобретение нужно списать до конца календарного года. То есть на 31 декабря в затраты УСН попадёт вся стоимость основного средства, приобретённого в текущем году.

На основе информации из КУДиР заполняют налоговую декларацию по УСН. Юрлица и предприниматели сдают её раз в год в разные сроки: организации — до 31 марта, а ИП — до 30 апреля (включительно).

Бухгалтерский учёт

Организации на УСН ведут бухучёт в полном объёме — руководствуются ПБУ, ФСБУ и другой нормативкой, составляют бухгалтерские проводки по каждому факту деятельности предприятия, применяют специальные учётные регистры и т.д. До 31 марта сдают в налоговую инспекцию ежегодную бухотчётность — баланс, отчёт о финансовых результатах, приложения и пояснительную записку.

У предпринимателей нет обязанности вести бухучёт при условии, что у них налажен учёт доходов, расходов и других объектов, необходимых для расчёта налогов. Но ИП могут не отказываться от бухгалтерии, если им нужна полная информация о состоянии бизнеса.

Если ООО относится к малым предприятиям и числится в реестре МСП, бухучёт можно упростить, а бухотчётность сдавать по сокращённым формам из приложения № 5 к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010. Таким же правом может воспользоваться ИП, если решит вести бухучёт. Единственное, сдавать бухотчётность в налоговую ему в любом случае не придётся.

В частности, чтобы упростить бухучёт:

  • Объединяют некоторые бухгалтерские счета. Например, счёт 20 «Основное производство» с другими затратными счетами 23, 25, 26, 44 и т.д.
  • Учитывают доходы и расходы кассовым методом, то есть признают выручку сразу при её поступлении, а затраты — при погашении задолженности по полученным товарам, выполненным работам или услугам.
  • Не применяют некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные разделы. Например, можно отказаться от ПБУ 8/2010 и не формировать резервы по оплате предстоящих отпусков.
  • Не пользуются бухгалтерскими проводками (этот способ подходит для микропредприятий).

Выбор упрощённого бухучёта и методы его ведения прописывают в учётной политике.

Как организовать ведение учёта

На малых предприятиях за организацию учёта отвечает руководитель. Он может

воспользоваться одним из вариантов:

  • заниматься бухгалтерией самостоятельно;
  • принять на работу одного главбуха или создать отдел бухгалтерии;
  • передать ведение учёта бухгалтерской фирме или отдельному специалисту по договору об оказании услуг.

Сотрудник, ответственный за ведение учёта разрабатывает учётную политику — внутренний документ, в котором зафиксированы принятые на предприятии способы учёта доходов, расходов, активов, обязательств и особенности отражения отдельных хозопераций. В ней обычно две части — для целей бухучёта и для налогообложения. Но можно оформить и отдельными документами.

В качестве приложений к учётной политике прикладывают рабочий план счетов, самостоятельно разработанные формы учётных документов, график документооборота предприятия.