Весной 1909 года очередная американская экспедиция двигалась к Северному полюсу. Белые и эскимосы погоняли запряжённых в нарты собак. 413 миль маршрута пролегали по ледовым полям, которые постоянно двигались, образуя то торосы, то трещины.
Командир экспедиции Роберт Пири (1856-1920) и сам происходил из небедной семьи, и сознательно обрастал полезными знакомствами. Он основал "Арктический клуб Пири", в который вступили самые богатые и влиятельные люди Америки, включая Асторов, Рокфеллеров, Вандербильдов, Колгейтов, Хаббардов и других. Пири также заручился покровительством президента Рузвельта. Вся эта публика оказывала его экспедициям спонсорскую и информационную поддержку.
За два десятка лет Пири совершил несколько арктических экспедиций, но до полюса не дошёл. Крайне честолюбивый, он почему-то был уверен, что его намерение автоматически обязывает всех конкурентов отказаться от аналогичных планов. И когда норвежец Отто Свердруп всё-таки направился в Гренландию, Пири лично написал ему истеричное послание, что американцы уже «застолбили дорогу к полюсу», а ты пошёл вон, холоп. Ему поддакивала американская пресса, называя Свердрупа узурпатором и похитителем разработок Пири, а также перехватчиком проводников-эскимосов и ездовых лаек.
Свердруп прифигел отреагировал вежливо и с недоумением. Он ответил, что его целью вообще-то является исследование Гренландии, и впоследствии даже предлагал помочь с заброской на ледовом судне "Фрам". Уже в Арктике Пири наткнулся на норвежцев на стоянке во время завтрака. Американец впал в истерику, отказался от приглашения к столу и в срочном порядке вышел к полюсу, несмотря на 50-градусные морозы. Эскимосы, оценив обстановку, закопались в снег и отказались следовать дальше, а сам Пири получил обморожения, ему ампутировали семь пальцев на ногах.
В 1908-м Пири было 53 года и он понимал, что это его последний шанс. Хоть он и обвинял Свердрупа в намерении подорвать его местную ресурсную базу, именно Пири выгреб себе 240 собак, которые загадили ему весь корабль, из них более ста подохли ещё до старта из-за плохой пищи.
По пути к полюсу Пири постепенно отправлял обратно то одного, то другого спутника. Последним отправился восвояси Бартлетт - капитан судна "Рузвельт", которое обеспечило заброску экспедиции. Это было 30 марта. С Пири остался его помощник-негр и четверо эскимосов. 6 апреля Пири записал в своём дневнике:
Сегодня я водрузил национальный флаг Соединённых штатов Америки в этом месте, где, согласно моим наблюдениям, проходит северополярная ось Земли, и тем самым заявил права владения на всю эту и прилегающую область от имени президента США.
Но, вернувшись к цивилизации, Пири узнал, что он был не первым: его опередил на целый год опытный полярник, доктор Фредерик Кук.
Кук на возвращении ошибся с направлением дрейфа, промазал на сотню миль и был вынужден остаться на вторую зимовку. В результате информация о его достижении полюса опередила Пири всего на 5 дней, и разгорелась нешуточная борьба между сторонниками того и другого. В таких условиях все неточности, все погрешности были вытащены и препарированы. Пири завалили претензиями:
* Подтасовка координат. От самого мыса Колумбия в экспедиции Пири замеряли только широту, хотя точно следовать меридиану было невозможно, во-первых, из-за дрейфа пакового льда, а во-вторых из-за наличия только карманного компаса, который давал погрешности.
* Несоответствие дистанции и скорости. После схода Бартлетта до полюса оставалось 246 км, которые Пири якобы прошёл за 5 дней, хотя на всём протяжении пути скорость была в два раза меньше.
* Отсутствие свидетелей. На финальном отрезке уже не было членов команды, которые могли профессионально определить координаты, тем более что сам Пири был неумелым навигатором. Может быть, это было сделано специально, чтобы отделаться от свидетелей подлога?
* Склонность к подтасовкам. В предыдущих экспедициях отчёты Пири расходились с дневниками.
Кук сообщал интересные факты из своей экспедиции, которые впоследствии были признаны доказательством того, что он как минимум добрался до 88 широты. Но не дальше. Во всяком случае у него не было мощных покровителей, и с ним быстро разделались. Одним из доводов был несомненный фэйк Кука о его восхождении на пик Денали на Аляске.
Защищаясь, в своей книге "Северный полюс" Пири многословно и путано рассказывает, как нужно определять координаты, и там присутствует такая фраза:
Строго говоря, Северный полюс - это всего-навсего математическая точка и, следовательно, согласно математическому определению точки, не имеет ни длины, ни ширины, ни толщины.
Иными словами, для "первооткрывателя" было неважно, стоять на самом полюсе или в сотне километров от него. Это оказалось без разницы и для Конгресса США: покровители Пири силовым путём решили вопрос в его пользу.
Тем не менее, более 50 видных полярников подали голоса именно за Кука, но его интересы, как говорится, тихо слили, и впоследствии его ещё и посадили на 14 лет за спекуляцию нефтяными участками.
Если говорить объективно, то первой экспедицией, которая побывала хотя бы над Северным полюсом, стал интернациональный экипаж дирижабля "Норвегия". Полётом руководили норвежец Руал Амундсен, американец Линкольн Элсуорт и итальянец Умберто Нобиле. Это был 1926 год.
А в 1911-м история повторилась уже с Южным полюсом, который так же заранее застолбили англичане, совершив серию попыток, из которых самой подготовленной была экспедиция Шеклтона, дошедшая до 88 параллели. А Роберту Скотту, который уже считал полюс своим, перешли дорогу норвежцы во главе с Руалом Амундсеном. Англичане настолько были потрясены "наглостью" норвежцев, что не поленились преодолеть 600 км до их базы на своём барке "Терра Нова" и, по-видимому, подбросили им какую-то инфекцию.
Вот что писал Амундсен об этом визите:
...Мы имели удовольствие принимать у себя в новом доме первых гостей: капитана Пеннела, лейтенанта Кемпбелла и врача экспедиции. В тот же день мы были с визитом на "Терра Нова"; мы остались там на ленч... Странное дело, после этого визита мы все оказались простуженными. На всех напал насморк, но это продлилось недолго, всего несколько часов, а потом все прошло.
Экспедиции Скотта эти происки не помогли. Англичанам катастрофически не хватало навыков хождения на лыжах и умения обращаться с собаками, поэтому они взяли с собой маньчжурских лошадей, и эта идея оказалась провальной во всех смыслах: трещин на антарктическом леднике было предостаточно, а с подножным кормом были проблемы. Лошади быстро закончились.
А тем временем норвежцы кормили собак другими собаками и пеммиканом, а на ровных участках цеплялись к саням и неслись на лыжах на буксире. Правда, на пути к полюсу они умудрились влезть в зону совершенно безумных трещин, в которые то и дело кто-то проваливался, но благодаря отменной подготовке обошлось без жертв.
Англичане с огромными усилиями добрались до полюса, застали там палатку Амундсена и погибли на обратном пути от истощения и обморожений.
Галина Погодина