Глава Госсовета Крыма Владимир Константинов предложил убрать изучение иностранных языков из школьной программы. По его мнению, больше время нужно уделять родному языку, в то время как иностранным обучать по потребности. А в самом деле, для чего нужно изучать в школе иностранный язык? Давайте побродим мыслями на эту тему.
Для чего вообще нужно изучать иностранный язык?
- Иностранный язык нужен для международного общения в туристических поездках и по вопросам бизнеса;
- С приходом интернета стал доступен материал на многих языках;
- Для ряда профессий знание языка существенно улучшает возможность трудоустроится;
- Для ряда профессий (ИТ специалисты), программы и описание к ним (хелп) существует исключительно на английском языке;
- Для общения с коллегами в профессиональных областях;
- Считается, что изучение иностранного языка "развивает" мозг, в котором образуются новые нейронные связи;
Для чего изучать иностранный язык в школе?
- Считается, что в детстве и юности легче дается усвоение материала;
- Для более раннего "развития" мозга;
- Чтобы успеть выучить язык к окончанию школы?
Выше прозвучали кратко доводы "за" изучение иностранных языков и для чего это делать именно в школе.
Почему иностранный язык желательно исключить из школьной программы?
Общее количество часов для преподавания всех предметов в школе ограничено, это константа, которую невозможно увеличить.
Раз мы выделяем часы на изучение иностранного языка, эти часы не достаются другим предметам, как естественно научным (математика, физика, химия и др.), так и гуманитарным (история (причем свой страны в том числе), родной язык, литература и др.).
При этом затраты времени на изучение языков (учитывая школьные часы и часы домашнего обучения) достаточно велики. Зато качество обучения крайне не высокое (в подавляющем большинстве школ). Мало кто выходит из школы, без дополнительных занятий с репетиторами, владеющим иностранным языком. Соотношение затраты/польза весьма низкое. Да еще с учетом низкой мотивации учащихся.
Убрав иностранный язык из программы, можно расширить изучение други предметов, более приоритетных.
После уже, в профессии, требующие знания иностранного языка, попадают несколько процентов выпускников школ, а учить языки приходится 100% учащихся. И это не предмет для расширения кругозора.
Да, можно возразить, что иностранный язык изучается для развития мозга ребенка. Но мозг развивается при любой мыслительной деятельности. Вместо зубрежки иностранных слов, можно зубрить формулы по физике или стихи Лермонтова, мозг тоже будет развиваться. Хуже или лучше, это вопрос сложный. Мозг настолько сложен и мы настолько далеки от понимания его работы, что сказать определенно, что люди, которые не изучали иностранный язык, менее умственно развиты, чем те, кто изучал иностранный язык, нельзя.
Даже в среди знакомых у меня есть высокоинтеллектуальные знакомые, не знающие иностранных языков и также есть полиглоты, говорящие на нескольких языках, но умом не блещущие.
Да, конечно, если вместо изучения иностранного языка смотреть клипы в Тик-Токе, скорее всего пользы не будет.
Далее, по поводу получения информации на другом языке и даже общении. Сейчас наступает эра, когда технический прогресс серьезно в этом помогает. К примеру Яндекс.Браузер за секунды сносно переводит страницы с иностранных языков. И более того, он умеет распознавать с голоса, переводить и сразу озвучивать видео на YouТube.
Уже существуют портативные переводчики, которые распознают иностранную речь и переводят, в обе стороны. Да, перевод пока корявый, да можно посмеяться порой над переводом, но общаться уже можно. Более того, профессиональные переводчики берут текст, переводят Яндекс.Переводчиком, а потом уже правят результат.
Плюсом к этому, идет то что автоматизированные переводчики могут переводить уже между десятком языков. Такое количество языков вы не сможете выучить просто физически. Открываются большие горизонты для общения и получения информации.
Немного отвлекшись, замечу, что автопереводчики это шанс уцелеть языкам малых народов. Возможно гибель языков замедлиться. Ведь малым народам не обязательно нужно будет учить языки более распространенные и ассимилироваться с гибелью своего языка. Вся информация и литература появится на их собственном языке (понятно, начиная с некоторой пороговой численности). Что позволит сохранить культурное разнообразие человечества.
Ещё вопрос, поднятый Владимиром Константиновым, а именно преклонение перед Западом.
В самом деле, подстраиваясь, вроде бы с благой целью, под Запад, изучая английский язык, заставляя наших ученых писать на английском языке мы, вроде бы с благой целью обмена знаниями, на самом деле начинаем цивилизационно проигрывать. Русский язык не преподают в западных школах. Его изучают отдельно отдельные энтузиасты. А мы, за свой счет, расширяем ареал английского языка. И делаем это начиная с детского возраста, закрепляя в подсознании "первичность" иностранного языка.
Может быть поэтому элиты России из века в век, быть может начиная с Петра Первого, пытаются говорить на неродном для них языке, то на немецком, то на французском, то на английском. Элите нужно форсить за рубежом, отстраиваться от этого "быдла", говорящего только на родном языке.
Сюда же можно добавить, что увеличивая затраты на изучение иностранных языков, мы способствуем оттоку специалистов за рубеж. Обратите внимание на огромное количество разных языковых школ и фондов, готовых обучать иностранному языку. Тоже один из признаков колониальной системы, способствовать обучению аборигенов из колоний языку метрополии.
Правильнее строить систему, когда для обмена знаниями, ученые других стран будут вынуждены изучать русский язык. Создавать центры притяжения нашей культурной среды. И в эти направления возможно будет направить часть освободившихся средств.
Еще можно добавить, что язык, как считают некоторые, формирует мышление. Есть и оппоненты этому, утверждающие, что это не так. Но это самое простое объяснение так называемому "менталитету народа". Языковые конструкции способствуют тому или иному поведению.
Резюмирую все вышеизложенное: Я поддерживаю идею вынести изучение иностранных языков из школьной программы. Это высвободит значительные ресурсы как у государства, так и ресурсы времени обучаемых. А те, кому в дальнейшем нужен будет иностранный язык, могут его выучить впоследствии. При наличии необходимости и высокой мотивации это делается существенно проще и с меньшими затратами.
********************************************************
Понравилась статья? Ставьте палец вверх!
Есть что сказать, смело пишите комментарий!
Чтобы увидеть новые статьи подписывайтесь!
Мы заинтересованы в обратной связи от читателей. Хочется узнать, что понравилось, что необходимо доработать, какие темы интересуют.