Он же АНДРУСОВСКОЕ ОКИСЛЕНИЕ, АНДРУСОВСКИЙ ПРОЦЕСС, СИНТЕЗ АНДРУСОВА.
Про цианистый калий знают все, кто любит детективы, особенно про шпионов. Потому что этот знаменитый яд пользуется огромной популярностью у злодеев всех мастей. Неслучайно им пытались отравить Гришку Распутина (правда, неудачно), им же отравился Генрих Гиммлер (к счастью, удачно), его выбрал для окончательного решения своих проблем Алан Тьюринг. С последним связана интересная история: в квартире мёртвого учёного, на прикроватной тумбочке лежало надкусанное яблоко, как в любимой сказке. А в результате это яблоко стало эмблемой Apple: Стив Джобс решил таким образом увековечить память знаменитого учёного.
Цианистый калий - соль циановодородной (синильной) кислоты, или HCN. Как и HCl, она представляет собой газ, поэтому работают с нею обычно в виде водного раствора. Это очень слабая кислота, даже слабее, чем угольная (H2CO3 - простой раствор углекислого газа в воде), поэтому последняя успешно вытесняет первую из её солей. Иными словами, упомянутый цианистый калий, находясь на воздухе, постепенно превращается в карбонат калия (поташ), с выделение в воздух синильной кислоты.
HCN - соединение, которое очень широко используется в промышленности. Например, для получения акрилонитрила (сырьё для получения искусственного каучука), метилтелакрилата (сырьё для получения оргстекла), адипонитрила (сырьё для получения нейлона) и т.п. Кроме того, с её помощью извлекают благородные металлы из руд, покрывают золотом и серебром металлические вещи, создают гербициды и многое другое.
Самое интересное, что получить синильную кислоту можно, соединив аммиак и метан в присутствии кислорода на платиновом катализаторе. Если учесть, что и аммиак, и метан в большом количестве можно найти в любом деревенском сортире, возникает опасение, стоит ли заходить туда, имея на руках платиновые украшения. (Шутка. На самом деле, реакция протекает при высокой температуре. Может, поджечь сортир?..)
Помимо этого, есть и другие промышленный способы получения данного соединения. Например - процесс BMA (аббревиатура расшифровывается как Blausäure - цианистый водород + Methan - метан + Ammoniak - аммиак, на немецком языке). Его также называют "процессом Degussa", в честь немецкой химической компанией Degussa. Здесь тоже используется метан и аммиак, и тоже нужен платиновый катализатор, но процесс происходит без участия кислорода и при ещё более высокой температуре (1400 С).
Леонид Андрусов (28 ноября 1896 – 15 декабря 1988) - немецкий инженер-химик, которого, при желании, можно было бы назвать русским, но этого не делают. Родился в Лифляндской губернии Российской империи. Окончил Рижский университет по специальности "химическая инженерия". Во время Революции 1917 года он служил офицером Белой кавалерии, участвовал в Гражданской войне, в Туркестане попал в плен и был привезен на Лубянку. Но через 3 месяца его освободили и отправили умирать, поскольку он был болен малярией.
Однако Андрусов выздоровел и уехал в Берлин, где начал работать по специальности в команде Вальтера Нернста (о нём мы писали в статье ЛАМПА НЕРНСТА).
В 1927 году начал исследовать ракетное топливо, работая в BASF, а затем в IG Farben. Судя по всему, он был первым учёным, который задумал идею ракетного топлива, состоящего как из жидких, так и из твердых компонентов. Его идеи были реализованы при разработке ракеты Фау-2. Кроме того, Андрусов предложил использовать закись азота для существенного увеличения скорости полета на больших высотах.
А МЕТОД АНДРУСОВА немцы широко использовали для получения синильной кислоты, которую, как известно, они применяли в процессе производства печально известного препарата "Циклон-Б". С помощью него во время Второй мировой войны нацисты убили миллионы людей в концентрационных лагерях.
Но всегда можно сказать, мол, он был учёным и не ведал, что творит, точнее, не знал, как его изобретения используются другими. Поэтому после войны никто и ничего ему так и не предъявил. С 1946 года Андрусов жил в Гренобле, затем в Париже, где прожил вплоть до своей смерти в возрасте 92 лет.