Найти тему

НАЛОГОВЫЕ риски из-за некорректной УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ. 9 пунктов.

Учетная политика поможет снизить налоги, а может и навредить.
(в статье рассказана только часть рисков, за подробной консультацией -
обращайтесь
1. Делите затраты, игнорируя НК РФ.
Правильно ли вы делите затраты на прямые и косвенные? Т.к., ст.318 НК предоставляет выбор «налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике… перечень прямых расходов». Однако, самостоятельность условна. Перечень не должен быть произвольным (определение Верховного суда от 24.12.2020 № 310-ЭС20-20135). Судьи относят к прямым все расходы, по которым очевидна непосредственная связь с производством.


2. При возможности формируйте единые правила для Налоговой учетной политики и Бухгалтерского учета.
Расхождения опасны.

3. Детализируйте прямые затраты
В учетной политике нужны подробности.
В частности, стоит уточнить, какие именно материальные издержки считают прямыми.
Также, учетной политикой можно закрепить группы производственного оборудования. Их амортизация и зарплата специалистов, обслуживающих данную технику, — прямые расходы. Это еще одно утверждение из учетной политики. В ней не упомянуты основные средства, необходимые для перевозки ценностей. Поэтому их амортизацию и зарплату водителей правомерно списали в косвенные расходы.

4. Не пренебрегайте очевидным
Если организация уменьшает облагаемую прибыль на амортизационную премию или созданные резервы, это нужно закрепить в учетной политике.

5. Не игнорируйте документы из учетной политики
Надо утвердить формы первичных документов. Например, указав, что они приложены к приказу об учетной политике. Или упомянув в учетной политике об использовании унифицированных бланков.

Если формы не утверждены, это противоречит статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Если документы утверждены, то их не стоит игнорировать — еще один совет от судей.

6. Прописывайте условия переоценки
После переоценки снижена стоимость основных средств, отраженная в бухучете (ранее она превышала рыночную, по мнению организации). Был сокращен и тот налог на имущество, который исчисляют от остаточной стоимости объектов. Законность такого подхода следует из письма Минфина от 23.04.2015 № 03-05-05-01/23462. Но чиновники напоминают: переоценка добровольна (п. 15 ПБУ 6/01, п. 13 ФСБУ 6/2020). Поэтому о ее применении нужно сообщить в учетной политике для целей бухучета. Если такой записи нет, то суд отклоняет результаты переоценки. И одобряет доначисление налога на имущество (определение Верховного суда от 28.12.2016 № 305-КГ16-17924).

Впрочем, отсутствие записи о переоценке может и защитить.


7. Уточняйте расчет пропорций
Если НДС начисляют лишь с части доходов, то необходим раздельный учет. Законодательно его порядок не определен и «под ним можно понимать любую обоснованную методику, закрепленную в учетной политике» (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.03.2016 № А11-371/2015). Обычно используют формулировки о ведении раздельного учета с помощью субсчетов, регистров бухучета, компьютерных программ и т. д.

Зачастую в учетной политике нужны дополнительные записи. В частности, о ситуации, когда расходы по необлагаемым операциям не превышают 5 процентов от всех затрат. Тут можно полностью вычесть входной НДС по товарам (работам, услугам), необходимым для всей деятельности (п. 4 ст. 170 НК). Поскольку это право, а не обязанность компании, его надо закрепить в учетной политике.

8. Сопоставьте даты с учетной политикой
Игнорируя учетную политику, компания преждевременно учла расходы. Или несвоевременно отразила доходы. Это частые утверждения налоговиков. Иногда их поддерживает и суд.

Пример.
Организация выполняет работы, которые заказчик принимает поэтапно. День сдачи каждого этапа закреплен в графике, приложенном к договору. На эту дату фирма и определяет выручку.

Но фактически работы выполнены с опережением графика. Их стоимость указана в справках и актах, подписанных налогоплательщиком. Они переданы заказчику, и у него нет претензий. Досрочная передача работ подтверждена показаниями и иными доказательствами. В частности, сведениями об эксплуатации построенного объекта. Кроме того, важна учетная политика налогоплательщика. Там прямо сказано: «доходы» отражают «на каждую отчетную дату» и это «не зависит от графика подписания актов». Значит, нужно доначислить налоги за тот квартал, когда завершен очередной этап работ. Не стоит откладывать расчет налогов на период, когда работы следовало принять (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2017 № А27-10348/2016).

В учетной политике закрепляют и даты признания отдельных расходов. В частности, указанных в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 НК (арендные платежи, затраты на услуги и т. д.). Тут три варианта:

1) признать издержки на дату поступления документов, нужных для расчетов;
2) учесть их в последний день отчетного периода, за который оказаны услуги (выполнены работы);
3) списать расходы на дату расчетов, предусмотренную в договоре. Этот вариант не всегда удобен. Нужно отслеживать изменения в контрактах.

Пример.
Организация попросила арендодателя смягчить условия договора (ссылаясь на сложности, вызванные пандемией). Он пошел навстречу. В ноябре подписано допсоглашение, которым изменили дату расчетов. Ее перенесли на 15‑е число месяца, следующего за месяцем аренды (с 30‑го числа месяца аренды).

Срок передачи документов прежний (до завершения месяца аренды). И здесь легко ошибиться. В частности, в учете арендной платы за декабрь. Не отследив изменение контракта, бухгалтер может включить ее в расходы за 2021 год. Хотя это уже издержки 2022 года. На это укажет инспекция, ссылаясь на учетную политику, если по ней дата признания расходов зависит от даты расчетов, закрепленной в договоре.

9. Сравните действия ИФНС с учетной политикой
Учетной политикой считают совокупность законных способов учета, выбранную налогоплательщиком (ст. 11 НК). Это утверждение актуально в разных ситуациях. В частности, когда доказано, что фирма завысила количество списанных материалов или товаров. Из-за этого искажены расходы. ИФНС вправе их пересчитать по фактическому количеству выбывших товарно-материальных ценностей. Но она должна применять метод организации, даже если он напрямую не внесен в учетную политику.

Метод оценки товаров и материалов лучше указывать в учетной политике. Это снизит вероятность претензий инспекции.

https://vk.com/consultinganaccountant?z=photo-212032490_457239076%2Falbum-212032490_00%2Frev
https://vk.com/consultinganaccountant?z=photo-212032490_457239076%2Falbum-212032490_00%2Frev