Когда педагог работает с особой категорией детей, не таких как мы, вопрос индивидуального подхода, который все мы устали склонять и спрягать, выходит на первые позиции.
Работаю именно с такими ребятами (дети с ОВЗ разного возраста, не буду уточнять какого именно, а то явится опять какой-нибудь недобрый человек вроде комментатора Джафара и выявит у меня самой отклонение на букву И) в специализированном учреждении. Веду кружковую и анимационную работу.
Наши воспитанники - в основном дети с ментальными нарушениями, зачастую с тяжелыми их формами. Но изредка попадаются и ребята с двигательными нарушениями. Абсолютно сохранные интеллектуально, но, к сожалению, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно.
Отношусь к таким с особым трепетом
И с уважением. Не жалею их, поскольку знаю, что большинство ребят этого не любит. А уважаю их за трудолюбие и тягу к знаниям (по крайней мере, у меня на занятиях было именно так). Ну и, тоже сугубо из моего опыта работы с подростками-"колясочниками", мне еще ни разу не попадались хамоватые, ленивые или скандальные. Хотя, может быть, еще не все потеряно, но на данном этапе пока "устаканилось" вот такое мнение.
О подходе
Вот кстати интересно, что эти ребята (в отличие от родителей и начальников) к индивидуальному подходу (в общем понимании) относятся скорее как к грузу, чем как к преимуществу (опять же, не смею утверждать, но передаю из опыта общения с такими воспитанниками, а их за время работы было немало).
И есть все же некоторые детали, которые я из этого общения почерпнула:
Они не любят чрезмерной шумихи вокруг себя, хоть и привыкли к косым взглядам. Для кого-то из них меньшим из зол будет, если люди сделают вид, что его не заметили или просто проигнорируют, чем рьяно бросятся наперегонки помогать ему протиснуться с коляской в какое-нибудь помещение.
Один наш воспитанник Игорь, 14 лет, так и говорит: "Зачем бросаться и состязаться, кто лучший выручатель? Логично же, что если я уже прибыл в театр, значит я и в зал попасть в состоянии".
И очень смущается, если ему здесь, в учреждении, пытаются помогать, особенно девочки.
Жалко - у пчелки
А у людей - такт (или воспитание, а может, уже просто опыт). Ну вот, допустим, часто встречающаяся ситуация у нашего другого воспитанника.
Движется себе Макс (12 лет) по коридору, к своей палате, никого не трогает ни руками, ни колесом. А чья-то мама, впервые увидев его, причитает: "Ой, коляска! Да ты бедненький, ой, да как же так, свят-свят!"
Макс-то мог и обидеться - это раз. А вообще, на такое высказывание - имел право и грубо послать - это два. Но, как человек сдержанный, он просто кашлянул "кхе-кхе" и свернул к себе в палату. По-моему, самое оптимальное решение.
Как принять гостя (девочку Соню 12 лет)
Как принять гостя или, проще говоря, как встретить ребенка-колясочника, который пришел к нам на занятие. Да, я не ошиблась, именно ПРИШЕЛ! Как говорила нам (педагогам) наша врач ЛФК (очень опытный специалист и просто хороший человек): "Колеса - это на данный момент ноги ребенка".
Поэтому, мы с коллегами говорим девочке Соне, которая ждет у кабинета не "заезжай, Соня", а "проходи, Соня". И сама Соня этот язык знает, и педагоги, и никто в этом ничего не видит. У нас просто так принято!
Звезда сцены
Еще одна девочка есть, Диана, раньше к нам часто приезжала. Отлично поет, недавно на местном конкурсе 1 место заняла.
И после конкурса с ней захотел пообщаться представитель местной прессы. Высоченный парень нагнулся над Дианой, как фонарный столб, и стал свои вопросы задавать. Ну а Диана наша кряхтела, откинув голову на спинку коляски. Неудобно!
И сопровождавшая ее воспитательница сделала журналисту замечание: если ваш собеседник на коляске, надо не нагибаться, а присаживаться, чтобы глаза были на одном уровне. И это не взбрык толерантности, а этикет, не заискивание, а уважение.
Вот и парню неудобно стало. Зато значок свой Диане подарил, и она радовалась, как детсадовец, в свои-то 14!
В общем, искренние, добрые и сильные люди, помогающие и окружающим быть сильнее и добрее. Зачем их жалеть? Таких жизнелюбивых и человечных? Да они и сами нас могут пожалеть еще лучше!
Всем - здоровья и благополучия!
Буду признательна за визиты, добрые лайки и новые подписки на КАНАЛ
#учителя и дети #особенные дети #педагогика #инвалид-колясочник #воспитание ребенка