Найти в Дзене

Индивидуальный подход, дети, которые не бегают и почему я их не жалею

Оглавление

Когда педагог работает с особой категорией детей, не таких как мы, вопрос индивидуального подхода, который все мы устали склонять и спрягать, выходит на первые позиции.

Работаю именно с такими ребятами (дети с ОВЗ разного возраста, не буду уточнять какого именно, а то явится опять какой-нибудь недобрый человек вроде комментатора Джафара и выявит у меня самой отклонение на букву И) в специализированном учреждении. Веду кружковую и анимационную работу.

Наши воспитанники - в основном дети с ментальными нарушениями, зачастую с тяжелыми их формами. Но изредка попадаются и ребята с двигательными нарушениями. Абсолютно сохранные интеллектуально, но, к сожалению, не имеющие возможности передвигаться самостоятельно.

Отношусь к таким с особым трепетом

И с уважением. Не жалею их, поскольку знаю, что большинство ребят этого не любит. А уважаю их за трудолюбие и тягу к знаниям (по крайней мере, у меня на занятиях было именно так). Ну и, тоже сугубо из моего опыта работы с подростками-"колясочниками", мне еще ни разу не попадались хамоватые, ленивые или скандальные. Хотя, может быть, еще не все потеряно, но на данном этапе пока "устаканилось" вот такое мнение.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

О подходе

Вот кстати интересно, что эти ребята (в отличие от родителей и начальников) к индивидуальному подходу (в общем понимании) относятся скорее как к грузу, чем как к преимуществу (опять же, не смею утверждать, но передаю из опыта общения с такими воспитанниками, а их за время работы было немало).

И есть все же некоторые детали, которые я из этого общения почерпнула:

Они не любят чрезмерной шумихи вокруг себя, хоть и привыкли к косым взглядам. Для кого-то из них меньшим из зол будет, если люди сделают вид, что его не заметили или просто проигнорируют, чем рьяно бросятся наперегонки помогать ему протиснуться с коляской в какое-нибудь помещение.

Один наш воспитанник Игорь, 14 лет, так и говорит: "Зачем бросаться и состязаться, кто лучший выручатель? Логично же, что если я уже прибыл в театр, значит я и в зал попасть в состоянии".

И очень смущается, если ему здесь, в учреждении, пытаются помогать, особенно девочки.

Жалко - у пчелки

А у людей - такт (или воспитание, а может, уже просто опыт). Ну вот, допустим, часто встречающаяся ситуация у нашего другого воспитанника.

Движется себе Макс (12 лет) по коридору, к своей палате, никого не трогает ни руками, ни колесом. А чья-то мама, впервые увидев его, причитает: "Ой, коляска! Да ты бедненький, ой, да как же так, свят-свят!"

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Макс-то мог и обидеться - это раз. А вообще, на такое высказывание - имел право и грубо послать - это два. Но, как человек сдержанный, он просто кашлянул "кхе-кхе" и свернул к себе в палату. По-моему, самое оптимальное решение.

Как принять гостя (девочку Соню 12 лет)

Как принять гостя или, проще говоря, как встретить ребенка-колясочника, который пришел к нам на занятие. Да, я не ошиблась, именно ПРИШЕЛ! Как говорила нам (педагогам) наша врач ЛФК (очень опытный специалист и просто хороший человек): "Колеса - это на данный момент ноги ребенка".

Поэтому, мы с коллегами говорим девочке Соне, которая ждет у кабинета не "заезжай, Соня", а "проходи, Соня". И сама Соня этот язык знает, и педагоги, и никто в этом ничего не видит. У нас просто так принято!

Звезда сцены

Еще одна девочка есть, Диана, раньше к нам часто приезжала. Отлично поет, недавно на местном конкурсе 1 место заняла.

И после конкурса с ней захотел пообщаться представитель местной прессы. Высоченный парень нагнулся над Дианой, как фонарный столб, и стал свои вопросы задавать. Ну а Диана наша кряхтела, откинув голову на спинку коляски. Неудобно!

И сопровождавшая ее воспитательница сделала журналисту замечание: если ваш собеседник на коляске, надо не нагибаться, а присаживаться, чтобы глаза были на одном уровне. И это не взбрык толерантности, а этикет, не заискивание, а уважение.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот и парню неудобно стало. Зато значок свой Диане подарил, и она радовалась, как детсадовец, в свои-то 14!

В общем, искренние, добрые и сильные люди, помогающие и окружающим быть сильнее и добрее. Зачем их жалеть? Таких жизнелюбивых и человечных? Да они и сами нас могут пожалеть еще лучше!

Всем - здоровья и благополучия!

Буду признательна за визиты, добрые лайки и новые подписки на КАНАЛ

Почему некоторые мои воспитанники с ограниченными возможностями вызывают у меня восхищение
Со странностями (будни педагога)2 октября 2021
Мальчишка-подросток перекрывает дверной проем столом и прячется от малышей
Со странностями (будни педагога)24 октября 2021

#учителя и дети #особенные дети #педагогика #инвалид-колясочник #воспитание ребенка