Найти в Дзене
Sapienti-sat

ЕГЭ по литературе: возможно ли справиться с заданиями 2022 года?

Сегодня прошёл ЕГЭ по литературе. После экзамена дети, разумеется, делились впечатлениями, рассказывали о заданиях, анализировали, что было легко, а что сложно.

После общения с детьми приходят следующие выводы.

Во-первых, задания очень неравнозначные по уровню сложности. В некоторых вариантах простые сопоставления, стихи с прозрачным смыслом. В других – сложные темы для анализа, стихотворения малоизвестных авторов, например Солоухина, о котором дети не слышали или слышали очень мало. Очевидно, что анализировать произведение Тютчева, Фета, Лермонтова проще, так как есть представление в целом о мировоззрении и творчестве этих поэтов.

Во-вторых, темы для "больших" сочинений на ЕГЭ по литературе абсолютно разные по уровню сложности.

Приведу несколько примеров. (Все формулировки со слов детей, возможно, они были несколько иными, но суть не меняется). Например, «Тема идеала и действительности в поэзии М.И. Цветаевой», или тема «Деревня и город в отечественной литературе XX – XXI веков», или «Вечно и преходящее в поэзии А. Фета» наверняка оказались сложными для детей. Даже учителю стоит хорошо подумать, чтобы глубоко, серьёзно, с опорой на текст провести литературоведческий анализ.

А такие темы, как «Вишнёвый сад в системе образов в "Вишнёвом саду" А.П.Чехова», «Тема милосердия в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина» оказались самыми лёгкими и очень многие выбрали именно их. И дело здесь не только в «лёгкости» самих произведений или в желании детей пойти по пути наименьшего сопротивления, а в том, что эти формулировки понятны. Тогда как «вечное» и «преходящее», например, весьма философские и размытые понятия.

В-третьих, в очередной раз стоит отметить субъективность некоторых тем. Например: «Какие рекомендации вы бы дали исполнителю роли Чичикова?» Может ли автор сочинения воспарить в мечтах и представить себя суперсовременным режиссёром-новатором и дать рекомендации в соответствии с этим? Получит ли он при этом высокие баллы? Думаю, нет. Тогда вопрос: для чего такая тема? Что она должна выявить?

Ещё пример: «Какие приёмы вы бы использовали при создании иллюстраций сказок Салтыкова-Щедрина?» На мой взгляд, тема требует серьёзного творческого подхода, взгляда художника, а не литературоведа.

В общем, можно сказать, что, как всегда, экзамен по литературе – один из самых сложных из-за непредсказуемости, неравнозначности заданий и чрезмерной субъективности оценивания, которую влекут за собой формулировки.

А какие темы показались вам самыми сложными / лёгкими / интересными?