Если просматривать всевозможные материалы по боевым действиям в Белоруссии с октября 1943 года и до конца весны 1944-го, то создаётся устойчивое впечатление, что все многочисленные неудачные попытки взять Оршу и Витебск — это дела Западного фронта. При этом соседний Калининский, позже (с 20-го октября) 1-й Прибалтийский фронт, действовал более успешно, ибо за ним числятся такие удачные операции как Невельская и Городокская.
Однако, винить один Западный фронт в неудачах под Витебском, который наши войска очень стремились взять, но так и не смогли в тот период, неправильно. Хотя бы потому, что в 1943 году Витебск вообще не входил в полосу Западного фронта. На витебском направлении наступал Калининский фронт, и взятие города поручалось именно его войскам. Конкретно, левофланговым 39-й и 43-й армиям.
Собственно, первый раз конкретная задача взять Витебск, была поставлена перед комфронта генералом армии Андреем Ивановичем Ерёменко и его войсками ещё в октябре. Однако успеха в октябрьском наступлении Калининского фронта добилась лишь одна из четырёх армий — 3-я ударная, тогда как наступавшая на Городок 4-я ударная, и наступавшие на Витебск 39-я и 43-я армия поставленных перед ними задач не выполнили.
Ерёменко отлично умел показывать свои успехи так, чтобы они закрывали неудачи. Но в Ставке неудачи фронта были замечены и в директиве от 16-го октября 1943 года было указано:
«Войска Калининского фронта поставленную задачу – овладеть до 10 октября Витебском – не выполнили.»
А потому в ноябре основные усилия фронта были сосредоточены на витебском направлении. Непосредственно на Витебск с востока наступали 39-я и 43-я армии. Сохранился план Витебской операции, стоит прочитать хотя бы несколько страниц:
Вот интересный документ:
После взятия Витебска совместными ударами с 4-й ударной армией планировалось взять Городок, после чего наступать на Полоцк. Официально эта операция именуется как Полоцко-Витебская.
Собственно, сам Полоцк должны были брать с юга воздушно-десантный корпус генерала Затевахина и целая армия партизан Полоцко-Лепельской партизанской зоны. Но, как легко догадаться, до Полоцка дело не дошло, поскольку Витебск наши войска не взяли, продвижение их было незначительным. Хотя освобождённых населённых пунктов в сводках фигурировало немало.
Причин неудач много. И местность была очень тяжёлая, достаточно вспомнить подготовку к операции «Багратион», которая проходила именно там. Немцы успели создать кое-какую оборону.
Наши войска в предыдущих боях понесли большие потери в живой силе и технике, которые восполнить не удавалось. Были сложности со снабжением, боеприпасов хронически не хватало.
Преимущество над немцами, создавать, конечно, удавалось. Непосредственно витебское направление у немцев защищал 6-й армейский корпус — 14-я, 206-я и 246-я пехотные дивизии, 1-й, 2-й и 7-й егерские батальоны. Там же чуть южнее находилась 256-я пехотная дивизия 53-го армейского корпуса. В резерве в районе Витебска была боевая группа 20-й танковой дивизии. Дивизии Вермахта, традиционно для того периода имели крайне пёстрый состав, к ним придавались подразделения из разных соединений, а также всякие штрафные, учебно-полевые, охранные, полицейские, коллаборационистские подразделения. С учетом усиления отдельными подразделениями дивизии имели до 5500 активных бойцов.
Что касается советских войск, то на Витебск наступали две наших армии.
43-я армия — 13 стрелковых дивизий, 1 УР, 1 стрелковая, 1 истребительная, 1 механизированная и 1 танковая бригады, 1 танковый полк и усиление: 2 артиллерийских, 1 миномётная и 1 гвардейская миномётная бригады, 6 артиллерийских, 3 истребительно-противотанковых, 2 миномётных, 1 гвардейский миномётный и 3 зенитно-артиллерийских полка.
39-я армия — 9 стрелковых дивизий, 1 стрелковая, 1 танковая и 1 механизированная бригады, 1 танковый полк, плюс мощное артиллерийское усиление: 2 артиллерийские и 1 зенитно-артиллерийская дивизии, 2 артиллерийские и 2 истребительно-противотанковые бригады, 2 артиллерийских, 1 истребительно-противотанковый, 3 миномётных, 1 гвардейский миномётный и 2 зенитно-артиллерийских полка.
Стрелковые дивизии имели численность до 5-6 тысяч человек к началу наступления, бригады — до 2,5-3 тысяч. Исправных танков фронт имел до полутысячи, но условия местности не способствовали широкому использованию бронетехники.
Словом, сил вроде у фронта было достаточно, однако сводки каждый день были не очень утешительны. Наши войска продвигались буквально метрами, освобождали населённые пункты, но поставленную задачу решить не удалось. Ни Витебск, ни Городок не взяли. Успех был только у 4-й ударной армии на полоцком направлении.
За ноябрь 1943 года 1-й Прибалтийский фронт потерял 60665 человек, в том числе 14176 убитыми.
В 20-х числах ноября наступление затихло и можно считать, что первая битва за Витебск закончилась. Войска 1-го Прибалтийского фронта начали готовить новое наступление на декабрь, уже сменив генерала Ерёменко на генерала армии Ивана Христофоровича Баграмяна. Задача перед Баграмяном стояла та же самая — взять Витебск.
Некоторые интересные документы:
Все материалы про боевые действия по освобождению Белоруссии с тегом #освобождениебелоруссии
Для оформления статьи использован рисунок «Атака» художника И.В. Сыкулева.1980 год. Из собрания Пермской художественной галереи
Также рекомендую вам мою статью:
Несостоявшиеся битвы: операция «Ураган»
Для тех, кто не читал ещё мою новую книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой», очень рекомендую.
Также стоит не забыть про предыдущие книги: «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»