Найти в Дзене

Человек и космос

План урока для начальной школы

Тема: «Человек и космос»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1-2 класс

Тип урока: нестандартный

Цель урока: объяснить ученикам начальных классов:

·       устройство нашей Солнечной системы;

·       причины смены дня и ночи;

·       причина затмения Солнца;

·       почему Солнце можно увидеть до того, как оно поднимется над горизонтом.

Основные задачи урока:

·       подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала;

·       формирование и развитие умений по итогу наблюдения или эксперимента делать обобщения и выводы, видеть конкретные проявления научных законов;

·       формирование и развитие рассуждать логично, излагать свои мысли четко;

·       развитие у учащихся мотивации на осуществления учебной деятельности.

Оборудование:

·       1 опыт. Желтая  палочка, нитки, 8 шариков;

·       2 опыт. Фонарик, глобус.

·       3 опыт. Фонарик, глобус.

·       4 опыт. Чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Ход урока:

·       оргмомент - 3-5 минут;

·       основная часть урока – 35 минут;

·       заключительная часть урока – 5 минут.

Основная часть урока.

Что же такое космос?

Космос — это пространство, которое окружает нашу планету Земля. В космическом пространстве движутся звезды, планеты и многие другие объекты.

А вы знаете, в какую систему входит наша планета?

Конечно же в Солнечную.

Солнечная система — это совокупность планет, вращающихся вокруг Солнца по орбитам, Солнце и ряд других небесных тел меньших размеров. В Солнечную систему входят: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

На примере посмотрим, почему же все планеты вращаются именно вокруг Солнца.

Опыт №1. «Солнечная система»

Содержание: Представьте, что желтая палочка – Солнце, а 8 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу. Если ее остановить, то и планеты остановятся.

- Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?

- Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.

А как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?

Сейчас мы с вами проведём опыт, в котором вы узнаете, почему бывают день и ночь.

Опыт №2. «День и ночь»

Содержание: Включить в затемненной комнате фонарик и направить его на глобус, примерно на наш город. Объяснить детям: «Смотрите, фонарик – это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, сейчас ночь».

Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер).

А теперь, ребята, можете сказать, куда пропадает Солнце во время солнечного затмения?

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как многие думают. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца.

Опыт №3. «Солнечное затмение»

Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света – вот вам и черное Солнце. Все очень просто, оказывается.

Как вы думаете, почему мы можем увидеть Солнце до того, как оно выйдет из-за горизонта.

Давайте попробуем объяснить это на опыте.

Опыт №4. «За горизонтом»

Содержание: наполняйте банку водой, пока она не станет литься через край. Плотно закройте банку крышкой.

 

Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол, в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку с водой, глядя поверх книг. Если пластилинового шарика не видно, подвиньте его.

Оставшись в таком положении,  уберите банку из поля своего зрения.

Итоги: вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

Почему? Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этим предметом свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю) прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимается над горизонтом, а так же некоторое время после заката. 

Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке? Понравился ли вам такой формат урока? Подведём итоги: сегодня мы узнали много интересного о нашей Солнечной системе и планете Земля.

Наука
7 млн интересуются