Найти в Дзене
IT-проекты студентов

ФИИТ: что за направление, как поступить и что будет после учебы

Оглавление

ФИИТ (фундаментальная информатика и информационные технологии) — это направление на матмехе УрФУ. До 2019 года на матмехе работала предыдущая версия программы ФИИТ. После 2019 года направление перезапустили при поддержке Контура, NAUMEN, JetStyle и IT-сообщества Екатеринбурга. Рассказываем, чему и как учат на ФИИТ и кем можно стать, если окончить это направление.

Из чего состоит программа ФИИТ

На 1-2 курсе программа зафиксирована, а на 3-4 курсе студенты сами выбирают учебные дисциплины, которые кажутся им полезными и интересными.

Программа обучения «заточена» на то, чтобы дать максимум практических навыков для дальнейшей работы. Для обучения студентов проект привлекает выпускников математических и программистских направлений, заслуженных преподавателей и разработчиков IT-компаний Екатеринбурга. На лекции приходят успешные специалисты, рассказывают, как прокачать свои знания так, чтобы стать востребованным в выбранной профессии. У студентов есть возможность пройти курсы по выбору от NAUMEN, Контура, Яндекса, Doubletapp, JetStyle и Targem Games, а также участвовать в проектах от УЦСБ, Тинькофф и других ведущих IT-компаний.

Цель ФИИТ — сделать так, чтобы каждый выпускник был способен развиваться в том, что ему наиболее интересно в IT: стать программистом, менеджером продукта, специалистом по машинному обучению или разработчиком игр и др. Университет не может научить всему в IT за 4 года, но может дать базу, чтобы у выпускника было больше возможностей.

Руководит образовательной программой Павел Егоров. Из своего опыта он знает, какими базовыми знаниями должен обладать молодой специалист, чтобы оправдать ожидания работодателя: Павел 15 лет пишет промышленный код, 12 лет ведет курсы и школы по программированию, 6 лет развивает онлайн-платформу ulearn.me для обучения программистов и 4 года руководит отделом обучения разработчиков в Контуре.

«Концепт у нас довольно простой: принять лучших студентов и уделить им столько внимания, сколько есть не во всех топовых столичных вузах. Современный мир слишком быстро меняется, чтобы за ним успевать, образовательные программы должны быть более гибкими, именно поэтому я за свободный выбор студентом траектории своего обучения», — поясняет Павел.

Кто и зачем делает ФИИТ

Образовательную программу ФИИТ реформирует Контур вместе с NAUMEN, Doubletapp, JetStyle и IT-сообществом Екатеринбурга.

«Задача преподавательского коллектива — выстроить материал таким образом, чтобы ребятам было интересно, они хотели учиться, развиваться и заниматься самостоятельно, решать задачи, находить нестандартные решения. В итоге выпускники должны стать настоящими профессионалами и востребованными специалистами. А это возможно только при сотрудничестве вуза и бизнеса», — комментирует Павел.

Для Контура это не целевое обучение и не попытка подготовить разработчиков для себя. Задача команды проекта — предложить лучшим абитуриентам Свердловской области и соседних регионов программу обучения, настолько же привлекательную, качественную и эффективную, как и в столицах.

«Мы любим Екатеринбург и верим, что это отличный город со своей культурой и традициями, — рассказывает руководитель образовательных проектов в Контуре Елена Рыбинская. — И поэтому мы делаем ФИИТ, чтобы у абитуриентов был выбор и крутая, сложная, современная программа здесь, в Екатеринбурге».

Посмотрите видео, которое мы сняли, чтобы поделиться атмосферой ФИИТ и рассказать о жизни IT-студентов.

Программа 1-2 курса: математика и программирование

В первые два года упор в программе на математические и программистские курсы. Первокурсники изучают алгебру и геометрию, основы программирования, операционные системы, математический анализ и язык программирования Python. Есть пары по английскому языку, философии, физической культуре, рациональному мышлению, основам продуктового дизайна и курс по проектной деятельности. На втором курсе учебный план меняется: предметов становится больше, а некоторые дисциплины заменяются другими. Например, вместо алгебры и геометрии студенты проходят дискретную математику, теорию вероятности и машинное обучение.

«Раньше, когда не было понятно, кто такой программист, всех учили математике. Считалось: если хорошо знаешь математику, будешь хорошим программистом. ФИИТ отказался от обязательных курсов, например, комплексного анализа, функционального анализа. Остался только матанализ, который учит терминам и языку. Если захотят больше, глубже — можно записаться на курсы по выбору. Математика — это о том, как решать задачи, которые никогда не видел, чтобы потом, в работе, легче справляться с нестандартными заданиями»,— говорит преподаватель математического анализа на ФИИТ Иван Симонов.

В начале учебного года первокурсники проходят интенсивный двухнедельный курс «Введение в математику». Студенты изучают только этот предмет, пар по другим математическим дисциплинам и программированию в это время нет. Так студенты быстро выходят на одинаковый уровень знаний и понимания предметной области, а в последующих семестрах преподаватели не тратят время на объяснения базовых математических понятий.

На парах по математике большую часть времени студенты доказывают теоремы и изучают математические термины. Задача курсов — заложить знания для изучения теории вероятности, статистики, машинного обучения. Например, студенты изучают ряды Фурье, которые используются в редакторах изображений для сжатия, или градиентный спуск — основной алгоритм в машинном обучении. Частично на парах есть и программирование. Через код студенты решают математические задачи: считают пределы, производные и интегралы. Такие знания пригодятся, например, в аналитике для построения математических моделей, да и понять язык, на котором написана рабочая документация, без знаний матанализа будет сложно.

Учебный план и содержание курсов постоянно корректируются по результатам отзывов студентов, впечатлений преподавателей и мнения экспертов из IT-компаний. Так в прошлом году изменилась программа курса «Язык Python», который начинается в середине первого курса и заканчивается через год, в зимнюю сессию второго курса. Чтобы получить допуск к экзамену, студенты должны были набрать 40 баллов, решая задачи внутри курса. Из-за сложности заданий и отсутствия точных дедлайнов по ним не все смогли справиться вовремя. Для студентов, набравших долги, команда проекта ФИИТ организовала в Контуре интенсив, на котором ребята под присмотром преподавателей смогли решить оставшиеся задачи.

«Курс менялся и еще не раз будет меняться. Не одно поколение разработчиков-практиков и преподавателей обсуждали как сделать курс лучше, экспериментировали, собирали обратную связь от студентов. Например, около года назад мы осознали, что к началу нашего предмета студенты уже имеют опыт командной разработки и мы часть заданий переделали под работу в паре, — рассказывает Владимир Зверев, директор курса «Язык Python». — На младших курсах ни одна дисциплина не покажется легкой. В нашем предмете много практики программирования, обсуждений архитектуры программного обеспечения и того, что такое хороший код, есть задачи, с возможностью примерить на себя разные IT-роли. Поэтому мы видим, как студенты к концу курса значительно вырастают над собой, а значит сложность курса того стоит».

Проектная деятельность

Курс «Основы проектной деятельности» стартует на первом курсе. На нём студенты осваивают азы командной работы. Это важный навык для будущих IT-специалистов, ведь любой IT-проект — это командная работа. Для решения упражнений студенты должны сначала составить план, выполнить его и в конце обсудить результат. Так первокурсники на практике отрабатывают инструменты проектной деятельности.

«У курса несколько целей: студенты должны узнать, что такое команда и проект, какие есть инструменты для выполнения проектов, что такое Scrum», — рассказывает куратор проектной работы ФИИТ и руководитель курса «Основы проектной деятельности» Иван Домашних.

Scrum — метод управления проектами, при котором в работе участвуют не только сотрудники компании, но и бизнес-заказчики. Постоянная обратная связь от заказчика помогает команде быстро и качественно справиться с поставленной задачей. На курсе студенты изучают этот метод на практике.

В первом семестре у студентов недостаточно знаний для крупных проектов. Они создают настольные игры в Miro под присмотром кураторов. Студенты разбиваются на группы, распределяют роли, разрабатывают лор и сеттинг игры и командно добиваются поставленных целей. Защита проекта состоит из двух этапов. Первый — это совместные игры в настолки друг друга. Студенты оценивают продукт по заложенным параметрам: понятность, интересность и общее оформление. Лучшие игры выходят во второй этап, где их оценивают преподаватели.

Второй проект первого семестра — разработка бота. Его функции, возможности, техническое исполнение ребята придумывают сами.

Лена Габдорахманова, студентка третьего курса ФИИТ, на втором курсе вместе со своей командой работала над проектом «Жалобобот». Это телеграм-бот для сбора обратной связи, которому можно пожаловаться, похвалить кого-то или задать вопросы. Работу бота ребята протестировали на студентах радиофака и ФИИТ.

«Мы провели интервью с нашими преподавателями и выяснили, что сбор обратной связи очень важен для руководителей образовательных программ, — рассказывает Лена. — Мы выделили запросы: скорость, анонимность, и создали простого телеграм-бота, который собирал всю информацию в гугл-документ. Забавная особенность бота — можно было материться. В итоге мы получили огромные тексты обращений. Обработали их, выделили 35 инсайтов и каждому участнику предложили решение. На защите проекта мы получили 100 баллов».

Жалобобот и сейчас работает в телеграм-каналах ФИИТ и собирает пожелания и замечания студентов.

Во втором семестре первого курса студенты создают компьютерные игры на C# с использованием Unity или WinForms. Большинство выбирают движок Unity, ведь он позволяет создавать любые консольные, компьютерные и мобильные игры, а WinForms чаще используют для бизнес-приложений. Команды разрабатывают игры в течение десяти недель. За это время каждый проект должен пройти несколько контрольных точек: представление макета, сдача основной части реализации игры, а в конце — защита проекта. Она состоит из двух этапов — предзащиты и финала. Для предзащиты студенты готовят видеопрезентации своих игр, а жюри, в состав которого входят преподаватели по дизайну и программированию, смотрят ролики, играют в представленные игры и выбирают лучшие из них. На этом этапе ребята получают подробную обратную связь. Это помогает студентам взглянуть на свой продукт со стороны, оценить его с разных точек зрения и понять, что можно улучшить в дальнейшем. Лучшие игры проходят в финал, где студенты защищают их перед экспертами игровой индустрии.

В течение второго года обучения студенты работают над двумя проектами. Осенью на курсе «Объектно-ориентированное программирование» они разрабатывают приложение по своему выбору, а весной на курсе «Создание продукта» придумывают проект, просчитывают его экономику и готовят питч для инвесторов.

В этом году впервые появились проекты для третьего курса. Студентам предложили взять в работу более серьезный проект с реальной задачей. Например, разработать сервис для репетиторов ЕГЭ или онлайн-конструктор для создания адресных табличек для сообщества Дизайн-код Екатеринбурга. Заказчиками проектов выступили представители IT-компаний. Они не вмешиваются в разработку, а только направляют команды: дают советы или делают замечания.

Егор Макаров со своей командой работает над сайтом для бара. Проект делится на два блока: создание административной панели для владельцев бара и меню для посетителей. Функционал административной части сайта должен включать автоматическую загрузку товаров в меню из базы Контур.Маркета и возможность редактирования наименований. А в самом меню ребята хотят сделать фильтр товаров, возможность бронирования позиций и оценку наименований через лайки.

«Мы решили не делать сложную дифференцированную шкалу оценок. Средний рейтинг товаров не интересен владельцам бара. А вот количество лайков показывает, что больше нравится посетителям, какой товар более популярен. Так бар сможет спланировать закупку нужных позиций, — объясняет Егор. — Я вижу перспективу нашего проекта не только для конкретного бара. Теоретически, функцию автоматически генерируемого меню для общепита можно внедрить в крупные сервисы, например, в Контур.Маркет».

Программа 3-4 курсов: курсы по выбору

На 3 курсе студенты сами определяют свой план обучения из курсов по выбору. Это могут быть математические, программистские или непрограммистские дисциплины.

В программе осеннего семестра есть курсы на хард и софт скилы от IT-компаний: например, «Школа анализа данных» от Яндекса, «Промышленная разработка на Java» от NAUMEN, «Бэкенд-разработка на .NET» и «Редактура в IT» от экспертов Контура и другие курсы. Набор курсов не статичен — его пополняют в зависимости от возможностей и пожеланий студентов, а также запросов IT-компаний. В начале семестра куратор запускает опрос, в котором студенты записываются на интересные им курсы и предлагают темы для новых. Если нужного предмета нет в программе, команда проекта найдет авторов и преподавателей нового курса среди специалистов Контура и других ведущих IT-компаний.

«На 3 и 4 курсе мы даём свободу выбора отдельных дисциплин: курсы от IT-компаний, от профессоров матмеха УрФУ или Уральского отделения Академии наук, онлайн-курсы других университетов. Студенты смогут самостоятельно определять траекторию обучения и нести ответственность за свое развитие», — поясняет Павел Егоров.

Выбор предметов помогает студентам не отставать от трендов и потребностей работодателей, ведь многие из них проходят летние стажировки уже после первых двух курсов.

Стипендии

Студенты-бюджетники очной формы обучения получают государственную академическую стипендию, если сессия закрыта на 4 и 5 без долгов. Ребятам, которые получили «отлично» по всем дисциплинам последней промежуточной аттестации, начисляют больше, чем «хорошистам».

Размер выплат периодически индексируется. Также студентам ФИИТ доступно несколько видов повышенной стипендии: от университета и именные стипендии от спонсоров.

Повышенные стипендии от УрФУ

Повышенную стипендию в 10 000 рублей университет назначает обладателям высоких результатов ЕГЭ, включая поступивших по льготе в 100 баллов для победителей и призеров олимпиад. Общий балл ЕГЭ определяется университетом ежегодно. Так в 2021 году чтобы получать эту выплату, сумма баллов ЕГЭ абитуриента, который выбрал инженерно-техническое, естественнонаучное или информационно-технологическое направлений, должна была составлять 271 балл и выше. Поэтому все, кто поступил на ФИИТ, получали такую стипендию, ведь проходной балл прошлого года — 277. Эти выплаты назначают студентам очной формы обучения, поступившим как на бюджетной, так и на контрактной основе.

Ещё один вид выплат — стипендия для студентов БВИ с дипломом победителя или призера перечневых олимпиад школьников. Ее размер составляет 20 000 рублей в месяц. Стипендия доступна студентам очной формы обучения, которые зачислены в вуз на бюджетной основе.

Все эти стипендии выплачивают в первый год обучения. В первую сессию важно не нахватать долгов и троек, чтобы сохранить выплаты.

Именные стипендии

Стипендия за успехи в спортивном программировании учреждена Контуром для студентов, которые в течение семестра

  • получат диплом призера или победителя Открытого чемпионата Урала по спортивному программированию или диплом призера или победителя полуфинала чемпионата мира (Northem Eurasia Finals);
  • пройдут отбор на сборы по спортивному программированию и примут в них участие с активным дорешиванием задач;
  • примут участие не менее, чем в 26 тренировках.

Размер стипендии зависит от личных достижений и составляет 10 000, 20 000 или 30 000 рублей.

Консолидированная стипендия IT-сообщества «Пик-IT» организована УрФУ совместно с компаниями-партнерами и приурочена к мероприятию «Пик IT». Проект действует в течение 3 лет, начиная с 2021 года. Сейчас организаторы обсуждают его возможное продление. Чтобы стать стипендиатом, студенты должны решить кейс заданий. Стипендия назначается на срок до 10 месяцев. Ее размер ежегодно устанавливает конкурсная комиссия. Так, в 2021 году общие выплаты составляли 50 000, 25 000 и 15 000 рублей за первое, второе и третье место соответственно.

Еще одна именная стипендия, размер которой определяется ежегодно, — стипендия первого Президента России Б.Н. Ельцина. Выплаты предназначены для талантливых студентов, которые проявили особые успехи в учебе, научных исследованиях, спорте и творческой деятельности. Выдающиеся результаты надо подтвердить документально. Стипендию назначают с 1 сентября на один год. Важно закрыть сессию осеннего семестра только на «отлично», в противном случае выплаты прекращаются с 1 марта. На стипендию могут претендовать студенты, которые обучаются как на бюджетной, так и на контрактной основе.

На втором курсе все еще идет плотная базовая программа и у студентов часто нет времени на подработку. Поэтому, чтобы ребята продолжали учиться на «отлично», Контур и NAUMEN учредили совместную стипендию в 10 000 рублей ежемесячно. Чтобы стать претендентом на эту стипендию нужно:

  • иметь по результатам последней сессии оценки «зачтено» и «отлично»;
  • быть лучшим по дисциплинам, которые определяет конкурсная комиссия.

Полный список именных стипендий для студентов УрФУ можно посмотреть на сайте вуза.

Стажировка и работа

После второго курса студенты ФИИТ могут пройти стажировку в ведущих IT-компаниях. Например, Яндекс, Тинькофф, NAUMEN, Сбер, Doubletapp, Контур и другие. В каждой компании своя процедура отбора стажеров. Стандартная схема — это собеседование и тестовое задание. Стажировка, в отличие от двухнедельной практики, — это полноценная работа над задачами компании.

Второй способ попасть на стажировку — проектная деятельность. Студенты, хорошо показавшие себя в работе над проектом от внешних заказчиков, могут получить прямое приглашение на работу.

Кирилл Дейнов, студент 3 курса ФИИТ, на 2 курсе проходил курс по разработке интерфейсов от Яндекса и успешно прошел собеседование на стажировку в эту компанию.

«Сама стажировка началась в конце июня и продлилась 3 месяца. За это время я успел поработать в двух командах Маркета. Первые два месяца я занимался партнерским интерфейсом, а в последний месяц делал корзину уже для обычных пользователей, — рассказал Кирилл. — Незадолго до конца стажировки мне предложили определиться, в какую команду я бы хотел попасть и спросили, планирую ли я продолжать работать. К сожалению, я отказался, так как не хотел совмещать учебу с работой. Но одно могу сказать точно — работать в Яндексе мне понравилось».

А вот Вика Тарасова, сокурсница Кирилла, решила не останавливаться на стажировке и приняла предложение о работе от Тинькофф.

«Я осталась в той же команде, где проходила стажировку, — прокомментировала Вика. — Я работаю в лучшей команде в мире — бэкенд диалоговых систем на чатах. Мы делаем чат-бота, который может ответить на большинство вопросов без привлечения операторов. Последний месяц я работаю больше над внутренними проектами, про которые не могу рассказать. Один проект для нашей команды, а второй для компании в целом. Но основная моя работа — это писать бэк для бота».

Как поступить на ФИИТ

Поступить на ФИИТ можно двумя способами:

— без вступительных экзаменов, если абитуриент — призер Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) или одной или нескольких олимпиад, которые входят в список РСОШ. Для этого подойдет диплом олимпиадника по математике, информатике, физике, инженерным наукам, НТИ и астрономии. Диплом нужно подтвердить — получить 75 баллов за ЕГЭ по профилю олимпиады;

— Сдать ЕГЭ по математике (профильный уровень), информатике/физике и русскому языку.

В 2021 году проходной балл на ФИИТ составил 277. Это значит, что для поступления по каждому из трех предметов нужно набрать, в среднем, 93-95 баллов.

Правила приема на обучение в 2022 году опубликованы на сайте УрФУ.

При поступлении учитывают индивидуальные достижения абитуриента. Например, золотой знак ГТО (Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»), очное участие в проекте «Тест-драйв в Уральском федеральном» и другие достижения. Полный список и количество дополнительных баллов можно посмотреть в разделе «Информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих» на сайте УрФУ.

В 2022 году на ФИИТ 90 бюджетных и 30 платных мест. Платное обучение не отличается от бюджетного. А у студентов, поступивших на контракт, есть шанс перевестись на бесплатное обучение, если они закроют сессию без троек. Посмотрите стрим с Аленой Полуяненко, студенткой, которая поступила на ФИИТ по контракту, но уже через год перевелась на бюджет.