Найти тему
NOIR

«Орлам-чекистам не гибнуть как крысам! Вооружиться и строиться к прорыву». Как бойцы всего одной дивизии НКВД спасли Сталинград

В первых числах сентября враг подобрался к городу и с севера и с запада, и с юга. Полки 10-ой дивизии НКВД, которые были растянуты вдоль всей границы, несли серьезные потери. В центральном универмаге находился медпункт, он был переполнен раненными. Но при подходе врага, медики отчаянно оборонялись. Военные фельдшеры Подлеснюк и Ковалев, наряду с другими бойцами, вступили в рукопашную схватку на одной из лестниц универмага, которая вела в подвал здания Когда враг окружил район универмага, медикам отдали приказ эвакуироваться из подвала. Медсестры выносили на себе тяжело 𝘱𝘢𝘏𝘦𝘏ы𝘹 бойцов под обстрелами врага.

Бои в городе приобретали все более ожесточенный характер. Немцы упорно рвались к Волге. Если бы им это удалось, то город оказался бы отрезан от снабжения и лишен возможности подхода новых сил. 12 сентября 10-ая дивизия НКВД вошла в подчинение шестьдесят второй армии, которая к тому моменту двинулась на помощь защитникам Сталинграда. В это время фашисты смогли практически впритык подобраться к месту высадки 13-ой гвардейской дивизии, которая должна была первой перебраться через Волгу, для усиления обороны города. С севера и юга противник уже вышел к Волге. В эти дни, с 12 по 14 сентября решалась судьба города

Узкую полоску берега от дома специалистов до комплекса зданий НКВД обороняли бойцы сводного отряда 10 дивизии НКВД командовал которым капитан госбезопасности Иван Петраков. В его составе было около 90 человек личного состава. Он должен был прикрывать переброску частей 13-ой гвардейской дивизии шестьдесят второй армии. Фашисты всеми силами старались не допустить прибытия свежих сил Красной армии в город. Они яростно обстреливали и бомбили место переброски войск. Нашим частям приходилось переправляться небольшими группами под прикрытием бойцов НКВД. Днем переправиться было невозможно, поэтому переправлялись ночью под прикрытием дымовых завест. Переправа 13-й Гвардейской дивизии заняла около 3-х суток.

-2

Этот момент историки считают ключевым в Сталинградской битве. Ведь от успеха переправы свежих сил зависела судьба города. Счет шел даже не на дни, а на часы. Тогда бои уже велись в центре города, и до Волги фашистам оставалась буквально пару сантиметров. Пополнение, прибывшее с другого берега, склонило чашу весов в пользу защитников Сталинграда, и в этом ключевую роль сыграл сводный отряд НКВД, который не позволил врагу взять под контроль переправу через Волгу и тем самым фактически остановил Гитлеровскую машину, которая завоевывала целые страны за недели и даже считанные дни. Всего 90 человек смогли обеспечить переправу целой дивизии.

10-ая дивизия НКВД всё еще была серьезной сдерживающей силой, хотя в строю оставалось все меньше бойцов. Однако они воевали крайне эффективно, не давая врагу опомниться ни днем, ни ночью. Отбив атаки врага днем, бойцы НКВД, взяв финки в руки, глубокой ночью по развалинам отправлялись в рейд на позиции врага. Среди городских развалин шла драка за каждый метр и, часто, эти метры приходилось отвоевывать именно штыком, ножом и кулаками.

Кроме того в дни битвы под чутким руководством сотрудников областного управления НКВД трудились пойманные огенты Абвера, сообщавшие по радиосвязи органам разведки Германии заведомо фальшивые сведения, что не однократно приводило к срыву тактических замыслов противника. Вмесие с сотрудниками контрразведки чекисты участвовали в разработке текстов для ложных радиопереговоров штабов и армий по каналам, которые прослушивали немецкие спецслужбы. Дезинформация подсовывалась врагу самыми разными способами. Использовали аже захваченных языков, которым сообщали ложную информацию, а затем позволяли сбежать.

Вера Иосифовна Рыбакова, медсестра
Вера Иосифовна Рыбакова, медсестра

24 сентября немцыам удаллось прорвать оборону в районе Комсомольского садика в центре города, захватили здание драмтеатра и окружили командный пункт 272 полка НКВД. Как только стемнело, гитлеровцы начали т𝘱𝘢𝘣ить тех, кто оставался в бункере. В рассекреченных архивах Росгвардии есть воспоминания медсестры 272 стрелкового полка Веры Иосифовны Рыбаковой: «Немцы предлагали сдаваться, кричали «Рус, сдавайся!» , но Комиссар Щербина всех вдохновлял, запевал песни. Перед вечером немцы ввели шланг и пустили г𝕒з. Все стали з𝕒ды𝕩𝕒ть𝕔я. Щербина приказал: «Орлам-чекистам не гибнуть как крысам! Вооружиться и строиться к прорыву». Я весь запас воды израсходовала. Мочила бинты и давала их для облегчения дыхания. Но становилось невыносимо».

Комиссар 272 полка 10-ой дивизии НКВД Иван Щербинов понимает, скорее всего их ждет смерть. Он берет клочок бумаги и карандаш. Вот текст его записки, написанной в спешке перед самым боем:

-4

При прорыве военком получил смертельное ранение, всего к нашим позициям тогда удалось пробиться 36-ти бойцам 272 полка. В течение следующих дней они продолжали сражаться вместе с этими подразделениями.

Дольше всех, почти до конца октября, в городе находился 282 полк 10-ой дивизии НКВД, который сражался в северной части Сталинграда. 14 октября начался третий штурм города с артподготовкой невиданной силы, прорвали оборону в районе тракторного завода и заняли его

В той мясорубке уцелели лишь восемь бойцов полка. 26 октября их вывели из Сталинграда, а остатки дивизии переформировали. Всего же из семи с половиной тысяч воинов, встретивших врага на подступах к городу, 23 августа 1942 года, в живых осталось около двухсот человек, но возложенную на них задачу, бойцы дивизии НКВД выполнили с честью- удержали город до подхода основных сил.