Найти тему

Педагогическое наследие Лесгафта

Учение Петра Францевича Лесгафта легло в основу физического образования в целом. Несмотря на постоянные преследования со стороны власти, закрытие курсов, ученый шел к своей цели и добился ее. Большую роль в этом сыграли последователи школы Лесгафта, преданные ученики, которые продолжили дело своего наставника.

Последние годы ученого

(1907-1909)

В мае 1907 года Петр Францевич Лесгафт принял предложение прочесть цикл лекций на общеобразовательных учительских курсах в Москве. Завершив эту работу, он сразу уезжает в Швейцарию, в Локарно, где пишет научную статью, которую планирует опубликовать в Петербурге. На родине его ожидает неприятный сюрприз: 16 июля 1907 года Министерство народного просвещения приказывает закрыть Вольную высшую школу, и уже 20 июля ее фактически закрыли. Позже Лесгафт пишет: «Очень удручает произвол, как без всяких переговоров, почерком пера, уничтожается учреждение, в котором Россия теперь так нуждается».

Примириться с запретом на преподавание Лесгафт не может. 1 ноября 1907 года он принимает предложенную Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857-1927) должность профессора анатомии Психоневрологического института. В январе следующего 1908 года Петр Францевич возглавил начальную школу Коломенского общества образования.

Осенью 1908 года Лесгафт принимает участие в организации общества «Народный политехникум» в помещении Соляного городка, а весной 1909 года участвует в организации Общества охранения жизни младенцев.

Сергей Алексеевич Острогорский, один из первых директоров высших курсов П. Ф. Лесгафта:
«Рухнул мощный дуб, но ни материя, ни энергия не погибает: они возродятся в виде массы учеников и учениц, рассеянных повсюду».

Наконец, 12 мая 1909 года пришла долгожданная весть о разрешении создать при Биологической лаборатории Естественно-исторические курсы Общества народных университетов. 15 сентября Лесгафт принял на себя руководство возрожденными Курсами. Однако приступить к чтению лекций в возрожденном учебном заведении ему не пришлось. Помешало этому резкое ухудшение состояния здоровья. 3 ноября 1909 года, когда жить Петру Францевичу оставалось меньше месяца, он говорил: «Нахожу, что мало говорю на своих лекциях о психическом состоянии человека в связи с состоянием его внутренностей, на самом деле, связь очень глубокая, и теперь я всего точнее изучаю эту связь». По настоянию своих близких и врачей Лесгафт решился временно уехать в Италию, затем в Египет. В пути ему становилось хуже, но Лесгафт всегда заставлял себя работать. В Галуане, городе, расположенном в 14 километрах от Каира, русские врачи приняли решение лечить Лесгафта в санатории. Однако, как пишет ученый-иммунолог Сергей Иванович Метальников, было уже поздно: «Вскоре после переезда в санаторию он (Лесгафт – ред.) потерял сознание и в течение девяти дней до самой своей смерти (28-го ноября 1909 г.) не приходил в себя».

Петр Францевич скончался в субботу 28 ноября 1909 года в 18.50 по местному времени, Прах Лесгафта был доставлен в Петербург утром 19 декабря.

-2

Вся жизнь – в преподавании

Свое завещание Лесгафт составил «домашним порядком» 24 октября 1893 года. В качестве главного душеприказчика им был назначен Карл Карлович Гильзен, ученик Лесгафта и секретарь Санкт-Петербургской Биологической лаборатории (1894-1899). Согласно завещанию, все движимое и недвижимое имущество Лесгафта переходило в полную собственность Санкт-Петербургской Биологической лаборатории.

Несмотря на все трудности, которые приходилось преодолевать Петру Францевичу, его можно назвать счастливым человеком, потому что последние годы своей жизни он прожил именно так, как того требовала его натура – независимым учителем, окруженным восторженными последователями.

Лесгафт был прирожденным педагогом, учить было для него такой же потребностью, как дышать. Он перепробовал все теоретически возможные в то время варианты педагогической деятельности: казенная служба (профессура) в университете; свободное преподавание в университете на правах приват-доцента; работа в частном учебном заведении; преподавание у себя на дому; создание собственного учебного заведения, существующего на средства благотворителей и действующего на основе лицензии, полученной от правительства.

Ни один из этих вариантов не принес Петру Францевичу полного удовлетворения. В Казанском университете и в гимназии Стоюниной он был слишком ограничен в определении объема занятий и выборе методов преподавания. Со многими решениями администрации он не мог согласиться, и это приводило к конфликтам. Статус приват-доцента давал Лесгафту свободу в выборе тем лекций, но все-таки вынуждал подстраиваться под университетское расписание. Самодеятельное просвещение у себя на дому сильно ограничивало круг учеников. Наиболее близким к целям Петра Францевича стал последний вариант – собственные курсы, но даже и там Лесгафт был вынужден согласовывать учебные программы с властями.

Несмотря на то, что курсы неоднократно закрывали, они вскоре возрождались под другим названием и, пережив две мировые войны и четыре революции, успешно действуют уже второе столетие. Их нынешнее название – Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта.

Основы физического образования

Жена и верный помощник Лесгафта Селима Марковна Познер продолжила дело дорогого ей человека и в течение всей жизни выступала в печати с разъяснениями его учения.

Так, в статье «Основы системы “физического образования” П. Ф. Лесгафта», опубликованной в 1912 году журналом «Русская школа», она представила краткий конспект всего педагогического наследия Лесгафта по следующей схеме:

- физические упражнения как общеобразовательный предмет;

- основы системы физического образования;

- физические упражнения, применяемые в школе;

- система Лесгафта среди других систем.

Рассматривая основные положения системы физического образования, она свела их к трем пунктам:

«Со стороны физической:

1) Все упражнения должны быть естественны и вызывать деятельность во всех мышечных группах, существующих в организме.

Со стороны психической:

2) Все упражнения должны производиться сознательно, по слову преподавания, а не по показанному.

3) Ни одно упражнение не должно понижать впечатлительность занимающихся».

Познер писала, что система Лесгафта по своим основаниям совпадает с физическим воспитанием в Древней Греции, имеет много точек соприкосновения с английской системой физического воспитания.

Селима Марковна Познер: «Для него как для анатома и физиолога человеческий организм был великой книгой, в которой он читал о страданиях, радостях, о великих парениях человеческого духа и о безднах его падения».

Автор: по книге В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича «Петр Францевич Лесгафт. История жизни и деятельности»