Секция «Естественнонаучное (математика)»
Математика против курения
Авторы работы:
Ян Виктор, Зайцев Владислав,
учащиеся 6 класса,
МБОУ «СОШ №22»
Руководитель:
Салпанова Наталья Леонидовна
учитель математики,
МБОУ «СОШ №22»
2022
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты профилактики курения подростков
- Влияние курения на здоровье человека и подростка 5
- История возникновения табака и курения 7
Глава II. Условия профилактики курения у подростков
2.1 Мониторинг отношения подростков к курению 9
2.2 Разработка и использование в образовательном процессе математических задач о вреде курения 10
Заключение 14
Список литературы 15
Приложения
1. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека
2. Анкетирование учащихся и его результаты
3. Повторное анкетирование учащихся и его результаты
Введение
Сегодня, как никогда, остро встала проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако очень часто именно образ жизни сам наносит вред здоровью. Одно из направлений это курение.
Согласно данным ООН ежегодно в мире от табака умирают более 3 миллионов человек, то есть от курения погибает один человек через каждые 13 секунд. Табачная эпидемия вызывает больше случаев смерти ежегодно, чем ВИЧ/СПИД и туберкулез вместе взятые.
Каждый год число курильщиков в нашей стране увеличивается на 12%, и чаще всего это подростки. Многие наши сверстники рано начинают курить и не видят в этом ничего плохого.
А между тем никотин оказывает пагубное влияние на организм подростка. При курении у подростка очень сильно страдает память. Эксперименты показали, что курение снижает скорость заучивания и объём памяти. Также замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила, под влиянием никотина ухудшается острота зрения. Установлено, что смертность людей, начавших курить в подростковом возрасте, значительно выше, чем среди тех, кто впервые закурил после 25 лет.
Считаем, что нужно знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению. Одним из профилактических средств можно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности решение практико-ориентированных математических задач о вреде курения.
Последнее время огромное значение имеет развитие функциональной грамотности учащихся, одним из направлений которой является математическая грамотность. Разработано многочисленное количество практико-ориентированных задач. Они встречаются на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по математике и затрагивают различные сферы повседневной жизни. Но задачи, направленные на профилактику курения, практически не встречаются. Поэтому,
Цель нашей работы – профилактика вредной привычки – курения через решение практико-ориентированных математических задач.
Задачи:
1. На основе анализа различных источников информации раскрыть некоторые аспекты истории возникновения табака и курения, а также негативные последствия влияния курения на организм подростка.
2. Провести мониторинг знаний подростков о вреде курения и их отношения к негативной привычке.
3. Использовать самостоятельно разработанные и подобранные авторские математические задачи для профилактики курения среди подростков.
4. Подготовить рекомендации для учащихся и учителей «алгоритма» разработки математических задач о вреде курения.
Объект исследования: курение и здоровье человека.
Предмет исследования: математические задачи, как средство предупреждения курения.
Гипотеза
Успешная профилактика курения у подростков возможна при соблюдении следующих условий: проведение мониторинга знаний подростков о вреде курения, их отношения к негативной привычке и использование в образовательном процессе практико-ориентированных математических задач.
Методы исследования:
- Анализ педагогической и медицинской литературы;
- Анкетирование;
- Сравнение и обобщение;
- Методы математической статистики.
Глава I. Теоретические аспекты профилактики курения подростков
- Влияние курения на здоровье человека и подростка
Курение убивает. Эту фразу можно увидеть на каждой пачке сигарет, по телевизору, на рекламных плакатах, в журналах и т.д. Однако люди фактически не обращают на нее внимания. Легкие курильщика со стажем - черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом. Спазм мелких сосудов делает кожу увядающей. Вред курения еще и в том, что появляется неприятный запах изо рта, желтеют зубы, воспаляется горло, краснеют глаза от постоянного раздражения дыма. [2]
Курение вызывает три основных заболевания: рак легких, хронический бронхит, коронарная болезнь. Уже давно доказано, что табак является причиной смертности от рака легкого в 91 % всех случаев, от бронхита и эмфиземы в 76 % и от болезни сердца в примерно 28 % всех случаев. Примерно 25 % регулярных курильщиков сигарет умирает преждевременно по причине курения. Многие из этого числа смогли бы прожить на 10, 20 или 30 лет дольше. [4]
Нет такого органа, который бы не поражался табаком: почки и мочевой пузырь, половые железы и кровеносные сосуды, головной мозг и печень.
Курение вредит сердцу, так частота сердечных сокращений у курящего на 15000 ударов в сутки больше, чем у некурящего, а доставка кислорода тканям и особенно головному мозгу значительно снижена, так как сосуды сужены, плюс к этому угарный газ, который лучше "цепляется" к гемоглобину и не даёт эритроцитам переносить кислород. Этим и объясняется, почему курящие школьники значительно отстают от некурящих.
Лишь 25% табачного дыма поступает в легкие курильщика, остальные 75% отравляют воздух, нанося вред окружающим, — это явление получило название «пассивного курения». Опасная для здоровья некурящих людей концентрация табачного дыма в воздухе закрытых помещений создается при выкуривании всего лишь нескольких сигарет, поэтому некурящие члены семьи, в которой курит лишь один человек, пассивно «выкуривают» до 10 сигарет в сутки. [5]
В России курят около 40% населения. Каждый год в армию российских курильщиков вступает 130 000 человек. И эти новые курильщики, в основном, дети 10-15 лет. [3]
Частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач.
При курении у подростка происходит патология зрения, краски могут полинять, поблекнуть из-за изменения зрительного цветоощущения. Первоначально наблюдается быстрая утомляемость при чтении. Затем начинается мелькание и двоение в глазах, и, наконец, снижение остроты зрения, поскольку возникшие от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Никотин вызывает изменения в сетчатке глаза, в результате - снижение чувствительности к свету. Так же, как у детей, родившихся от курящих матерей, у юных курящих подростков исчезает восприимчивость сначала к зелёному, затем к красному и, наконец, к синему цвету. [5]
О том, что курение ведёт к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы, известно всем. В дальнейшем деятельность сердца обременяется ещё тем, что сосуды у курящих подростков теряют эластичность намного интенсивнее, чем у некурящих.
Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у курящих подростков, не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. В этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке. Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычислительных операций, снижает объём памяти. Курящие подростки не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока устремляются курить и в облаках табачного дыма удовлетворяют свою потребность в никотине. Совокупное действие ядовитых компонентов поглощаемого табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность, снижение работоспособности. В результате ученик приходит на следующий урок в нерабочем состоянии.
Никотин снижает физическую силу, выносливость, ухудшает координацию и скорость движений. Поэтому спорт и курение несовместимы.
Таким образом, можно сделать вывод. Курение - очень вредная привычка. Сегодня каждый третий подросток имеет острую никотиновую зависимость. В юном возрасте курение особенно опасно, поскольку такое увлечение может остаться на всю оставшуюся жизнь и сделать человека зависимым от никотина. Кроме того, курение может привести к обострению хронических болезней, которые имеют страшные последствия.
- История возникновения табака и курения
Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности и в Европе, и в Азии, и в Африке. Листья его сжигались на костре, и их дым оказывал на людей одурманивающее действие. О курении упоминается в древнекитайских летописях. Курили и египетские фараоны. Однако вплоть до средних веков нашей эры курение было лишь частью религиозных ритуалов. [2]
Распространение табака связывают с именем Христофора Колумба. В 1492 г. испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующейся при сжигании листьев растений.
Поверив в целебные свойства этого растения, Колумб и его друзья вывезли семена в Европу. Этим растением оказался табак, названный в честь провинции острова Гаити Тобаго. [3]
Семена табака посеяли впервые в Испании. В 1559 г. французский посол в Португалии Жан Нике подарил королеве Екатерине Медичи, страдавшей мигренью, табачный порошок под названием Нико. Поэтому и названо основное вредное вещество табака – никотин.
Привычная тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку, стала причиной его быстрому распространению.
В Россию табак был завезен в 1585 г. английскими купцами через Архангельск и называли его «злой, черной, чертовой травой, исчадием ада». В 1604г. после пожара в Москве, курение было запрещено под страхом смерти. Уличенные в курении в первый раз получали 60 ударов палок по стопам, во следующий раз им отрезали нос или уши. [2]
В 1697 г. Петр I отменил запрет на курение, так как сам стал заядлым курильщиком, и он разрешил ввоз табака из-за границы.
Курение распространилось с необычайной силой. А вредные свойства табака до 19 века были практически не изучены, и врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. [2]
В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов, 30 из которых относятся к разряду натуральных ядов, такие как кадмий, цианид водорода, аммиак, ртуть, ацетон, окись углерода и др. (Приложение 1)
Глава II. Условия профилактики курения у подростков
2.1 Мониторинг отношения подростков к курению
Для того чтобы узнать текущую ситуацию с курением в нашем классе и выяснить в среднем процент курящих подростков и их отношение к данной проблеме, мы провели анонимный опрос среди обучающихся нашего класса (Приложение 2)
В результате анализа полученных данных выяснилось:
- 38 % всех опрошенных пробовали хоть раз курить;
- курят иногда или постоянно 17 % опрошенных;
- 67 % родителей опрошенных курят;
- 56 % ребят не понравился первый опыт курения
- 8 % подростков собираются курить в будущем, 75% - отказываются от этой вредной привычки в будущем и 20 % - не знают;
- 88% ребят считают, что люди начинают курить из-за стремления быть независимыми и взрослыми;
- 25 % опрошенных знают состав табачного дыма;
- 67 % всех ребят уверенно сказали, что знают о вреде курения.
Из анкетирования можно сделать вывод:
Опыт курения имеют многие ребята. Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей. Большинству подростков не понравился первый опыт курения. В будущем многие отказываются от курения или сомневаются в своём выборе. Среди мотивов курения ребята называют стремление стать взрослым и независимым. Очень немногие подростки знают состав табачного дыма, и большинство из них знают о вреде курения. Это значит, ученики владеют информацией о вреде курения, но не полностью.
Необходимо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению.
Мы предложили на уроке математики решить разработанные нами задачи о вреде курения. Они содержат информацию, которая, по нашему мнению, должна помочь изменить мнение некоторых одноклассников о курении.
Кроме содержания информации о вредной привычке, эти задачи развивают вычислительные навыки, позволяют повторить некоторые темы по математике, такие как действия с десятичными дробями, проценты, пропорция.
Решив все предложенные задачи, мы повторно провели мониторинг, результаты его превзошли наши ожидания (приложение 3).
Теперь 100% ребят утверждают, что знают им интересно им было решать предложенные задачи и что задачи содержат интересную информацию, которая заставляет задуматься о вреде курения. 83% уверены, что не будут курить в будущем, 17% ответили «не знаю», ответов о том, что будут курить, не было. И все ребята, которые имеют эту вредную привычку, хотели бы от неё избавиться.
Таким образом, наша гипотеза доказана, успешная профилактика курения у подростков возможна при использовании в образовательном процессе практико-ориентированных математических задач о вреде курения.
Поэтому, мы рекомендуем использовать подобные задачи на уроках математики и во внеурочной деятельности. Их можно разрабатывать самим на основе статистических данных, делая лёгкими или усложняя их в несколько действий.
2.2 Разработка и использование в образовательном процессе математических задач о вреде курения
Мы установили, что решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности. Умение выполнять процентные расчеты необходимо каждому человеку. Поэтому сюжеты подобранных задач взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой вреда курения. Числовые значения, встречающиеся в задачах взяты из статистических данных. На основе их разработаны большинство задач, решение которых можно предложить в 5-7 классах. Задачи 7 и 8 были выбраны из найденных материалов в источниках интернета.
Задача 1
Сколько денег в среднем расходуют курящие на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 15 лет, выкуривает по 5 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 80 лет.
Решение:
- 80-15= 65 (лет) период курения в годах
2) 16х366 = 5856 (дней) високосные года
3) 49х365 = 17885 (дней) обычные года
4) 5856 + 17885= 23741 (день) период курения в днях
5) 23741*5 = 118705 (сигарет) количество выкуренных сигарет за период курения
6) 118705 : 20 = 5935 (пачек) за период курения
7) 5935 х 120 = 712230 (рублей)
Ответ: 712230 рублей - количество денег затраченных на табак в течение периода курения
Задача 2
Курящие подростки сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова предположительно их продолжительность жизни, если средняя продолжительность жизни в России 72 года.
Решение: 1)15% = 0,15
2) 0,15 ∙ 72 = 10,8 (лет) составляет 15%
3) 72 ─ 10,8 = 61,2 (года)
Ответ: 61,2 года продолжительность жизни нынешних курящих подростков.
Задача 3
До курения спортсмен попадал в цель 200 раз. После выкуривания 1 сигареты на 12 % уменьшилось попадание в цель. Сколько раз он попал в цель после выкуривания 1 сигареты?
Решение: 1) 200 · 0,12 = 24 раза промахнулся
2) 200 - 24= 176 (раз) попал в цель
Ответ: 176 раз попадёт в цель спортсмен после выкуривания 1 сигареты.
Задача 4
Сколько денег тратят в семье, где один папа в день он выкуривает 1 пачку сигарет по цене 129 руб? Подсчитайте, сколько денег потратит семья на сигареты в год. Что можно купить на эти деньги?
Решение: 365 · 129 = 47085 рублей.
Ответ: 47085 рублей в год потратит семья на сигареты.
Задача 5
При курении учащается сердцебиение. Это отмечается уже после первых затяжек. Известно, что у здорового человека сердце сокращается в среднем 70 раз в минуту, при курении сердцебиение увеличивается до 90 ударов в минуту. Определить на сколько процентов это чаще, чем сокращение сердца здорового человека.
Решение: 70 раз – 100%
90 раз – x %
1) x = 90 · 100: 70 = 129 % - сокращается сердце у курильщика
2) 129 – 100 = 29 (%)
Ответ: на 29% чаще сокращается сердце у курильщика
Задача 6
В табачной смоле, собранной из 1000 папирос содержится 2 кг бензопирена. Этого достаточно, чтобы вызвать злокачественную опухоль у крысы или кролика. Сколько мг бензопирена содержится в 1 пачке сигарет?
Решение: 2 кг = 2000 г 1г = 1000 мг
- 2000:1000= 2 (г) бензопирена в 1 папиросе
- 2 · 1000 = 2000 (мг) бензопирена в 1 папиросе
- 2000 · 20 = 40000 (мг)
Ответ: 40000 мг бензопирена в 1 пачке папирос
Задача 7
Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15 % ниже, чем некурящим. Средняя заработная плата - 460 $ в месяц. На сколько меньше получит курящий? Решение: 460 · 15: 100 = 69 $.
Ответ: на 69 $ ниже зарплата у курильщиков
Задача 8
При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20г образуется в среднем один грамм табачного дегтя. Сколько граммов табачного дегтя образуется при сгорании 2 кг табака?
Решение: 2 кг = 2000 г
2000 : 20 = 100 (г)
Ответ: 100 грамм табачного дегтя образуется при сгорании 2 кг табака
Решение задач математического содержания, взятых из жизни, доказывает пагубное влияние табакокурения на организм человека и воспитывает негативное отношение к этой вредной привычке.
Заключение
В ходе работы над проектом мы на основе анализа различных источников информации раскрыли некоторые аспекты истории возникновения табака и курения, а также негативные последствия влияния курения на организм подростка.
Провели мониторинг знаний подростков о вреде курения и их отношения к негативной привычке.
Разработали и подобрали математические задачи для профилактики курения среди подростков, предложили одноклассникам решить их, а затем провели повторный мониторинг о полезности информации, содержащейся в задачах и изменении отношения к курению одноклассников.
Решение математических задач, а именно цифры и факты, полученные в ходе их решения, помогли доказать гипотезу о вреде курения.
Успешная профилактика курения у подростков возможна при соблюдении следующих условий: проведение мониторинга знаний подростков о вреде курения, их отношения к негативной привычке и использование в образовательном процессе практико-ориентированных математических задач.
Мы достигли цели, поставленной в начале - привлекли внимание к проблеме подросткового курения, показали с помощью вычислений, как много ущерба наносит курящий человек своему организму и другим некурящим людям. Результаты нашей работы можно использовать при проведении уроков математики, классных часов и родительских собраний.
В нашем классе так же существует проблема курения, поэтому необходимо проводить профилактическую работу среди одноклассников. Если мы хотим жить, мы должны иметь для дыхания чистый воздух. И меры нужно принимать сегодня потому, что завтра уже будет поздно!
Список литературы
1. Александров А. А., Александрова В.Ю. «Курение и его профилактика в школе» - М. 1996.- 96с.
2. http://protivkureniya.ru/ - журнал «Вся правда о вреде курения»
- 3. http://collegy.ucoz.ru/publ/35-1-0-7393 - «Коллеги» педагогический журнал, статья «Математика против курения».
- 4.http://moya15shkola.ucoz.ru/publ/zanimatelnoe_detjam/matematika_protiv_kurenija/4-1-0-19 – статья «Математика против курения».
Приложение 1
Состав табачного дыма и его влияние на организм человека
Окись углерода содержится в выхлопных газах, аммиак используют в средствах чистки сантехники, ацетон используется как растворитель красок, цианид водорода применяли в газовых камерах, кадмий используется в автомобильных аккумуляторах. [1]
Главный компонент табачного дыма – никотин. Ради него и тянется человек к сигарете, так как в малых дозах никотин вызывает возбуждение. Только в ХХ веке, выделив это вещество в чистом виде, химики доказали, что никотин – сильнейший яд. Он легко проникает в кровь и накапливается в самых жизненно важных органах, разрушая их функции.
Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г - 1 кг никотина. [1]
Кроме никотина в табачном дыме содержатся, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую.
В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный деготь. В легкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи. 25% веществ в табаке сгорает и разрушается, 50% попадает в воздух. 20% - в организм курильщика, только 5% остается на фильтре. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т табачного дегтя, 550000 т угарного газа. [4]
Приложение 2
Анкета для учащихся
1. Курите ли вы? (Да Нет Пробовал)
3. Курят ли твои родители? ( Да Нет)
4. Пробовал ли курить сам -
понравилось или нет?
5. Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым?
(Да Нет Не знаю)
6. Как ты думаешь, почему люди начинают курить?
- из любопытства
- стремятся стать взрослыми
- хотят показать себя независимыми
7. Знаете ли вы состав табачного дыма?
( Да Нет)
8. Напиши, что ты знаешь о вреде курения?
Результаты анкетирования учащихся
- - из любопытства
- - стремятся стать взрослыми
- - хотят показать себя независимыми
Приложение 3
Вторая анкета для учащихся
1. Интересно ли тебе было решать данные задачи? (Да Нет)
2. Полезной ли для тебя была информация, которая содержалась в задачах? (Да Нет Не знаю)
3. Заставляют ли числа, используемые в задачах, задуматься о вреде курения? ( Да Нет)
4. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что в будущем не хотел бы иметь эту вредную привычку? (Да Нет Не знаю)
5. Хочешь ли ты избавиться от этой вредной привычки? (Да Нет - для тех, кто курит сейчас, те, кто не курят, так и отвечают «не курю»)
Результаты второго анкетирования учащихся
В анкетировании участвовало 24 человека.
1. Интересно ли тебе было решать данные задачи?
Да
Нет
24 чел (100%)
0
2. Полезной ли для тебя была информация, которая содержалась в задачах?
Да
Нет
Не знаю
24 чел (100%)
0
0
3. Заставляют ли числа, используемые в задачах, задуматься о вреде курения?
Да
Нет
24 чел (100%)
0
4. Можешь ли ты с уверенностью сказать, что в будущем не хотел бы иметь эту вредную привычку?
Да
Нет
Не знаю
20 чел (83%)
0
4 чел (17%)
5. Хочешь ли ты избавиться от этой вредной привычки?
Да
Нет
«Не курю»
4 чел (100%)
0
20 чел