Найти тему
МАТЮНИНЫ и ПАРТНЕРЫ

О финансовой поддержке производителей упакованной воды

Оглавление

Авторы Законопроекта № 106534-8 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" относят воду, используемую производителями упакованной воды, к полезным ископаемым, поэтому полагают, что указанные субъекты МСП лишены права на финансовую поддержку, предусмотренную статьей 17 того же закона.

Что предлагается изменить?

Пункт 4 статьи 14, в соответствии с которым финансовая поддержка субъектов МСП в порядке статьи 17 не может оказываться тем, кто добывает или реализует полезные ископаемые, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (далее по тексту).

Предлагают после слов "общераспространенных полезных ископаемых" написать "и воды" и тем самым открыть производителям упакованной воды доступ к финансовой поддержке.

Вода — полезное ископаемое?

По прочтении пояснительной записки складывается впечатление, что любая вода — полезное ископаемое, хотя это не так. Авторы справедливо отмечают, что вода не относится к общераспространенным полезным ископаемым, однако на том их рассуждения заканчиваются. Кроме того, в ПЗ вообще не уточняется, какую именно воду используют в своей продукции производители упакованной воды, претендующие на финансовую поддержку.

Кстати: не отражены в ПЗ и факты отказов со стороны уполномоченных государственных органов производителям упакованной воды в предоставлении финансовой поддержки.

Главная логическая ошибка законопроекта

Отнесение любой воды к полезным ископаемым на действующем законодательстве не основано.

Что говорит Закон о недрах?

Проблема Закона о недрах в том, что в нем отсутствует определение полезных ископаемых. Отсюда и "проблема с водой". Ответить на вопрос об относимости воды к полезным ископаемым можно лишь, прочитав весь Закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты. Проделав эту работу, мы увидели следующее:

1. В преамбуле закона написано, что при отсутствии почвенного слоя недра располагаются ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков. Это значит, что речная, озерная вода к полезным ископаемым отношения не имеет. Под вопросом остаются подземные воды (артезианские, минеральные и т.п.).

2. По тексту закона полезные ископаемые и подземные воды всегда упоминаются раздельно. Например, в статье 10 "Сроки пользования участками недр" размещен список целей и сроков, на которые участок недр предоставляется в пользование. Цель "для добычи полезных ископаемых" указана в пункте 2, а цель "для добычи подземных вод" в пункте 3.

Подобных примеров много по тексту Закона о недрах, вот лишь некоторые:

п. 5 ст. 3 содержит слова "государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод", "за исключением запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод..."; п. 23 ст. 3: "попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых", п. 5 ст. 4: "запасов полезных ископаемых и подземных вод"; п. 14.1 ст. 4: "запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения"; абз. 2 ст. 29: "добыча подземных ископаемых и подземных вод разрешается..." и т.д.

3. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся разработка и утверждение классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.

Сейчас действует шесть подзаконных актов о классификации, принятых Министерством природных ресурсов России с 1997-го по 2013-й годы. Ознакомившись с некоторыми из них, мы поняли, на чем основано отнесение воды к полезным ископаемым.

Как вода стала полезным ископаемым?

Прежде чем вернуться к приказам Минприроды, упомянем Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств - участников СНГ, который еще в 2002 году Постановлением Межпарламентской Ассамблеи парламентам государств - участников МПА СНГ рекомендовали для использования в национальном законодательстве.

В отличие от действующего Закона о недрах, модельный кодекс подробно определяет понятие полезных ископаемых. В статье 8 кодекса "Полезные ископаемые и их классификация" закреплено:

Полезными ископаемыми признаются содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления непосредственно или после переработки.

Той же логики, видимо, придерживалось Министерство природных ресурсов, когда утверждало Классификацию запасов полезных ископаемых (Приказ МПР РФ от 07.03.1997 N 40). Документ содержит две классификации: одну в отношении твердых полезных ископаемых, другую в отношении подземных вод. С течением времени в отношении питьевых, технических и минеральных подземных вод со ссылкой на Закон о недрах министерство приняло отдельную классификацию (Приказ МПР России от 30.07.2007 N 195).

Таким образом, вопреки действующей редакции Закона о недрах к полезным ископаемым действительно относят воду, но не любую, а только подземные воды.

Нужно ли вносить предлагаемые изменения в статью 14?

Вот как будет выглядеть пункт 4 статьи 14 Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в случае принятия предлагаемых изменений:

4. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и воды, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации.

Авторы законопроекта своей формулировкой относят к полезным ископаемым вообще любую поступающую в продажу воду, чем противоречат и Закону о недрах, и тем другим документам, о которых говорилось выше.

Если строго придерживаться положений Закона о недрах, то надо исходить из того, что вода, включая подземные воды, полезным ископаемым не является. Следуя этому подходу, субъекты МСП-производители упакованной воды уже сейчас без каких бы то ни было изменений законодательства имеют полное право на меры финансовой поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Учитывая, что модельный кодекс так и не был имплементирован в российское законодательство, а положения федерального закона по юридической силе выше положений приказов Минприроды РФ, этот подход представляется самым обоснованным.

Следование ему потребует пересмотра формулировок целого ряда нормативных правовых актов, касающихся отношений в сфере недропользования, но не Закона о развитии МСП в РФ.

Если придерживаться точки зрения о том, что подземные воды являются разновидностью полезных ископаемых, то в предлагаемых изменениях пункта 4 статьи 14 вышеназванного закона надо вместо слова "воды" написать "подземных вод", исходя в том числе из того, что прочие виды воды, реализуемые производителями упакованной воды, к полезным ископаемым отношения не имеют.

Вопрос к специалистам в правовом регулировании отношений недропользования: что об этом думаете вы?

#субъекты мсп #полезные ископаемые #вода #предпринимательство #законопроект