Окончание боевых походов лидера эсминцев "Ташкент", начало ЗДЕСЬ.
Итак, с ноября 1941 года лидер "Ташкент" начал свои рейсы в Севастополь, но были и другие задачи.
25 ноября 1941 года лидер эсминцев «Ташкент» под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Л.А. Владимирского взял курс на Босфор, чтобы совместно с ЭМ «Способный» и «Сообразительный» отконвоировать танкеры «Туапсе», «Сахалин», «Варлаам Аванесов» и ледокол «А. Микоян», переводимые по решению правительства на Дальний Восток. Переход проходил в исключительно трудных условиях, в жестокий шторм, крен нередко превышал 45°, а от ударов волн на лидере треснул настил верхней палубы по бортам в районе миделя. 28 ноября 1941 года у Босфора отряд разделился. Танкеры и ледокол направились к проливу, ЭМ «Способный» – в Севастополь из-за недостатка топлива, а ЭМ «Сообразительный» совместно с лидером «Ташкент» на остатках топлива – в Туапсе.
Следует добавить, что ледокол «А. Микоян», которого «Ташкент» благополучно сопроводил до Босфора, впоследствии совершил удивительный переход через кишевшие противником Эгейское и Средиземное моря, Суэцкий канал, Мозамбикский пролив, Кейптаун с лицемерными британскими союзниками, пересек Атлантику, посетил Монтевидео, обогнул Америку, посетил Сан-Франциско и Сиэтл и благополучно дошел до Анадыря (вскоре ему пришлось уже участвовать в проводке лидера "Баку" на Север по СМП).
Отметим, что лидер «Ташкент» выдержал все испытания во время шторма и после дозаправки в Туапсе перешел в Новороссийск, где на две недели встал на планово-предупредительный ремонт. Однако довести ремонт до конца не удалось – немецкие войска рвались к Севастополю, которому срочно требовались войска, вооружение и боеприпасы. Ситуация осложнялась господством в небе немецкой авиации, что затрудняло использование крупных, но медленных транспортов. Командование решило использовать в перевозках боевые корабли, которые благодаря вооружению и маневренности были способны хоть как-то отражать атаки авиации противника. Вот такой вот получался «севастопольский экспресс».
В Поти в кубрики «Ташкента» загрузили около 30 вагонов боеприпасов сверх уже имевшейся 700-тонной эксплуатационной перегрузки, что дало о себе знать сразу же при выходе в штормовое море. Нос корабля не смог подняться на волну, приняв ее удар. Опорные стойки волнолома продавили палубу в районе первого кубрика, в образовавшиеся щели стала поступать вода, но аварийная партия справилась с повреждениями (по прибытии на базу их удалось полностью заделать).
Командир лидера В.Н. Ерошенко вспоминал: «Ташкент» еще раз показал свои мореходные качества. Даже перегруженный... он все-таки сбросил с себя навалившуюся водяную гору. Когда легли на курс против волны, шторм стал и вовсе не страшен».
Прибыв в Севастополь 22 декабря «Ташкент» вел огонь по противнику прямо с внутреннего рейда, поддерживая части Приморской армии, проведя за день 10 боевых стрельб, затем 23 декабря – девять, 24 декабря – восемь стрельб. До конца 1941 года «Ташкент» еще два раза побывал в Севастополе: 27 декабря доставил маршевое пополнение и боеприпасы, одновременно вел огонь по противнику и под утро вышел обратно в Поти, чтобы, пополнив запасы топлива и боеприпасов, вновь вернуться в Севастополь вместе с линкором «Парижская коммуна» и 29 декабря вновь своей артиллерией поддерживать защитников города.
Вместе с другими кораблями Черноморского флота лидер «Ташкент» в конце декабря 1941-январе 1942 года участвовал в обстреле вражеских позиций на приморском фланге Крымского фронта. Из-за погодных условий эти походы оказались крайне тяжелыми. Корабли в штормовом море покрывались льдом, который снижал их остойчивость. Кроме того, обледенение самым отрицательным образом сказывалось на состоянии как вооружения кораблей, так и средств связи – антенных устройств, с которых приходилось постоянно скалывать лед.
Начало года было достаточно напряженным для лидера и его экипажа, вот только некоторые его походы:
1 января 1942 года– «Ташкент» обеспечивает эскортирование в Севастополь крейсера «Молотов» и двух транспортов «Абхазия» и «Белосток» с частями 386-й стрелковой дивизии;
2 января 1942 года– вместе с ЭМ «Безупречный» оказание артиллерийской поддержки гарнизону Севастополя, «Ташкент» ведет огонь из южной бухты;
5-6 января 1942 года– вместе с КР «Молотов» обстрел позиций противника в районе Северной стороны и Мекензиевых гор, доставка пополнения и боеприпасов;
6 января– неудачная попытка высадки десанта в Евпатории (артиллерийская дуэль со стоявшими на причале немецкими танками), обстрел позиций противника под Севастополем (до 15 января);
30 января – проведение в Севастополь транспорта «Пестель» с 1564 бойцами маршевого пополнения, продовольствием и боеприпасами, в течение двух дней обстрел позиций противника из Севастопольской бухты.
В начале февраля 1942 года «Ташкент» совместно с лидером эсминцев «Харьков» доставили в Севастополь маршевое пополнение (914 человек), после чего опять приступили к обстрелу позиций противника, но уже из района Феодосийского залива. Израсходовав 360 осколочно-фугасных снарядов, лидеры благополучно вернулись в Батуми, где «Ташкент» встал на три недели на плановый ремонт главной энергетической установки. Но уже в конце февраля лидер вновь включился в боевую работу:
26 февраля 1942 года– лидер ЭМ «Ташкент» совместно с эсминцами «Бойкий» и «Бдительный» совершил ночной огневой налет на позиции противника под Феодосией. Стрельба велась с дистанции 130 кабельтовых, истрачено по 60 снарядов ГК;
27 февраля 1942 года– ночной обстрел немецких позиций в Феодосийском заливе вместе с линкором «Парижская коммуна»;
28 февраля 1942 года– ночной обстрел немецких позиций лидером «Ташкент», линкором и тремя эсминцами.
Как уже не раз отмечалось, часто боевые корабли, построенные для выполнения специфических задач, в годы войны используются по иному предназначению. Боевые действия лидера «Ташкент» в годы войны – яркое этому подтверждение. Созданный для действий против противника в море, в том числе для торпедных атак, корабль большее время был использован для стрельбы по береговым целям и перевозки войск, но этого требовала обстановка.
11 марта 1942 года– лидер «Ташкент» вместе с ЭМ «Бдительный» и «Безупречный» провели ночной огневой налет по позициям противника в Феодосийском заливе, обстреляв несколько населенных пунктов;
12 марта– повторный огневой налет по тем же целям;
14 марта– ночная огневая поддержка приморского фланга Крымского фронта лидером «Ташкент» и эсминцем «Бдительный»;
15 марта– повторная стрельба по позициям, к отряду присоединился крейсер «Молотов»;
20 марта– для огневой поддержки войск Крымского фронта привлекли линкор «Парижская коммуна», который с лидером «Ташкент», эсминцами «Бойкий» и «Железняков» вошли в Феодосийский залив, открыв огонь по позициям противника в районах Владиславовки, Новомихайловки и Корокеля. Стрельба проводилась в ночное время с дистанции 138 кбт на скорости 14 узлов. Днем корабли уходили в море, стараясь держаться вне зоны досягаемости авиации противника;
22 марта– линкор и лидер повторили огневой налет, обрушив на противника несколько сотен двенадцатидюймовых и 130-мм снарядов;
29 марта- лидер «Ташкент» совместно с ЭМ «Шаумян» и «Незаможник» отконвоировал в Севастополь транспорт «Сванетия» с пополнением и боеприпасами (685 т грузов, 571 человек пополнения маршевых рот);
1 апреля- выполнил «экспрессный» рейс, доставив в осажденный город НШ флота контр-адмирала И.Д. Елисеева и члена Военного совета флота дивизионного комиссара Н.М. Кулакова. 2 и 3 апреля лидер вновь проводил ночные стрельбы по позициям противника в Феодосийском заливе. 29 апреля лидер совершил еще один рейс в Севастополь с пополнением и боеприпасами, вывезя оттуда раненых и жителей города.
Однако, несмотря на помощь, оказываемую силами флота, обстановка в Крыму складывалась неблагоприятно для советских войск. В мае противнику удалось сосредоточить крупные силы на узком участке, и 8 мая немецкие войска перешли в наступление, прорвав оборону на левом фланге 44-й армии. Гарнизону Севастополя и частям Красной армии на Керченском полуострове требовались пополнения, боеприпасы и огневая поддержка.
9, 10, 11 мая «Ташкент» совместно с КР «Ворошилов» и лидером «Харьков» проводил стрельбы из Феодосийского залива по площадям в районе Таш-Алчин. 12 и 13 мая «Ташкент» вместе с лидером «Харьков» продолжили обстрел побережья Феодосийского залива, а 14 мая – позиции немцев на Керченском полуострове. Корабли вели огонь с максимальной эффективностью, прекращая обстрелы только для пополнения боеприпасов и отходя в светлое время суток в море. К сожалению, реальная эффективность применения корабельной артиллерии по береговым целям оставляла желать лучшего. Отсутствие в большинстве случаев корректировки огня и наблюдения его результатов не позволяет оценить реальный урон, наносимый противнику. С другой стороны, это оказывало значительное психологическое воздействие на поддерживаемые войска.
Но осажденный Севастополь нуждался во все новых и новых подкреплениях. Новый рейс в осажденный город «Ташкент» совершил 16 мая, но ночью не смог войти в базу из-за густого тумана. Только утром, в светлое время, под артиллерийским огнем лидер на полном ходу вошел в Северную бухту и выгрузил более 680 бойцов и 50 т боеприпасов. За период с 17 по 25 мая лидер «Ташкент» еще три раза побывал в осаженном городе. Только он со своей 40-узловой скоростью мог за темное время суток совершить 180-мильный бросок из Новороссийска в Севастополь. Днем лидер разгружался, принимал раненых и выходил в ночь, чтобы затемно проскочить опасный из-за авиации, артиллерии и торпедных катеров противника район.
22 мая 1942 года– «Ташкент» доставил 775 бойцов пополнения и 65 т продовольствия;
25 мая– вместе с двумя подводными лодками (Д-4 и Л-23) доставил в Севастополь 983 человека пополнения, 165 т боеприпасов и 77 т продовольствия, на обратном пути вывез 125 раненых, 550 эвакуируемых, 300 т практического боезапаса.
Однако с каждым разом прорываться в осажденный город становилось все сложнее. Германское командование для усиления блокады города всеми силами пыталось нарушить коммуникации Севастополя. Но 28 мая «Ташкент» не просто прорвался в осажденный город, а вместе с эсминцем, тремя тральщиками и двумя СКА провели транспорт «Грузия», доставив сразу более 2700 человек пополнения, сотни тонн боеприпасов и продовольствия. В обратный рейс вывезли более 1700 человек, благополучно дойдя до Новороссийска.
Следующий прорыв состоялся 2 июня, затем через четыре дня – 6 июня, причем каждый раз лидеру «Ташкент» приходилось поддерживать артиллерийским огнем обороняющие город войска. В состав конвоя, дошедшего до Севастополя 2 июня, входил транспорт «Абхазия» в охранении «Ташкента», ЭМ «Безупречный», трех БТЩ и трех СКА. Конвой доставил 2 785 человек пополнения и вывез более 1200 раненых и жителей города. Прорыв 6 июня был выполнен только лидером «Ташкент», ЭМ «Бдительным» и подводной лодкой Л-5 – было доставлено необходимое подкрепление (522 человека) и произведена артиллерийская поддержка частей, оборонявших город.
Такое напряжение и постоянное форсирование механизмов лидера ЭМ «Ташкент» при уклонении от атак авиации противника или артобстреле не могло не сказаться на их состоянии. Во время последнего возвращения из Севастополя вышел из строя паровой котел № 3, и его пришлось погасить. В ходе ремонта было установлено, что прогорел железный кожух котла. Неисправность была устранена благодаря героизму экипажа корабля – всего через два часа после вывода котла из действия, рискуя жизнью, командир 3-го котельного отделения старшина 2-й статьи Н. Кудрявцев влез в раскаленную топку и смог заложить задний фронт котла асбестом, после чего котел снова ввели в строй. Но командование флота приняло решение поставить «Ташкент» на ремонт и отправило в Батуми.
Однако выполнить все работы так и не удалось, 17 июня 1942 года их прервали, и «Ташкент» ушел из Батуми на помощь аварийному лидеру «Харьков», который следовал из Батуми в Севастополь. «Харьков» шел вдоль анатолийского побережья Турции и был атакован 12 Ю-88. От прямых попаданий удалось увернуться, но из-за близких разрывов корпус дал течь, вода затопила носовые погреба, лидер потерял ход, кренясь на левый борт и медленно погружаясь в воду. В ходе борьбы за живучесть удалось заделать крупные пробоины и остановить поступление воды, был введен в действие первый котел, и «Харьков» медленно двинулся в сторону Батуми. «Ташкент» подошел как раз вовремя, и оба лидера благополучно вернулись на базу.
И лидер «Ташкент» вновь продолжил свои отчаянные рейды в осажденный Севастополь, положение которого становилось все сложнее. 21 июня 1942 года лидер «Ташкент» вновь отправился в Севастополь с новым пополнением и боеприпасами.
Но в героической обороне Севастополя и боевой судьбе лидера «Ташкент» наступает новый этап. После того как 19 июня германские войска прорвались к Северной бухте и практически заблокировали вход в Главную базу, командование приняло решение использовать только крупные быстроходные корабли для снабжения осажденной базы флота. Теперь корабли с пополнениями и боеприпасами могли разгружаться лишь в Камышовой бухте, где специально для этих целей установили железную баржу в качестве временного причала. Для переброски войск, доставки боеприпасов и продовольствия были выбраны «Ташкент» и эсминец «Безупречный». Теперь переходы через Черное море должны были совершаться в дневное время. Первые рейсы «Ташкента» и «Безупречного» оказались удачными, удавалось избежать и атак авиации противника, и атак итальянских торпедных катеров, но везение когда-то кончается.
26 июня ЭМ «Безупречный», вышедший в Севастополь, был перехвачен группой немецких бомбардировщиков Ю-87 и Ю-88. Маневрирование не помогло, со второго захода в эсминец попали две 250-кг бомбы, корабль потерял ход. С третьего захода корабль поразили еще три авиабомбы, после взрыва корабль затонул. Когда «Ташкент» подошел к месту гибели «Безупречного», на поверхности остались большое пятно мазута, обломки и сотни людей. Лидер отогнал немецкие самолеты, начал спускать шлюпки для спасения людей, но в небе появились новые пикировщики – пришлось маневрировать и отходить, отбивая атаки немецких самолетов. На предложение В.Н. Ерошенко вернуться к месту трагедии с наступлением темноты командование ответило отказом, пообещав выслать помощь. Но впоследствии из всего экипажа погибшего эсминца удалось спасти только троих моряков.
Обратный прорыв из Севастополя 27 июня для лидера «Ташкент» стал последним. Лидер атаковало в общей сложности около 90 самолетов, было сброшено более 300 бомб, атаки длились более четырех часов, но корабль смог дойти до пункта назначения и выполнить задачу. Этот последний поход «Ташкента» заслуживает отдельного рассказа, и он обязательно будет на нашем канале, но чуть позже.
В возрожденном из пепла Севастополе установлена мемориальная доска с наименованиями соединений, кораблей и воинских частей, защищавших город-герой в годы Великой Отечественной войны. Есть среди них и прославленный лидер эскадренных миноносцев «Ташкент».
Источники: Айзенберг, Б. Лидер Чёрного моря/ Б.А.Айзенберг, В.В.Костриченко.- Харьков: ВМИО «Фарватер».- 1998. - 80 с.; Афонин, Н. Лидер «Ташкент»/ Н.Н.Афонин// Мидель-шпангоут, № 15 – 2008. – 72 с.; Ерошенко, В. Лидер «Ташкент»/ В.Н.Ерошенко - М.: Воениздат, 1966.- 232 с.; Качур, П. «Гончие псы» Красного флота. Лидеры Великой Отечественной. «Ташкент», «Баку», «Ленинград» /П.И.Качур — М.; Яуза; Коллекция; Эксмо; 2008. - 144 с.; Качур, П. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР /П.И.Качур, А.Б.Морин - СПб.: Остров, «ЛеКо». - 2003. - 240 с.; Муру, Н. Гибель и подъем лидера «Ташкент»/ Н.П.Муру// гангут, № 37- 2006.- с.98-105.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.