За долгие годы структура МВД претерпевала неоднократные и значительные изменения, но подразделения патрульно-постовой службы, существовавшие во все времена и выполнявшие главное своё предназначение - охрану общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности граждан - занимали особое место в милицейской «шкале ценностей» ещё по одной причине.
В советской милиции ППС неслучайно называли «кузницей кадров», поскольку наиболее подготовленные сотрудники со временем становились максимально востребованы в ведущих милицейских службах. После «патрульно-постовой школы» их дальнейшее профессиональное становление уже не вызывало особого беспокойства у руководства, и из них получались замечательные оперативники и участковые (в первую очередь), а в дальнейшем – и грамотные руководители. Да и большинство начальников территориальных ОВД-УВД именно с неё познавали все «прелести» реальной милицейской службы: топтали землю, таскали в отделы пьяных, составляли протоколы, набивая при этом профессиональные шишки и переходя со временем на очередной (более высокий) уровень иерархической служебной лестницы.
Практика показала, что профессиональная адаптация участкового с двух-трёхлетним опытом службы в ППС происходила намного безболезненнее и быстрее, нежели у его коллеги с гражданки. Последнему зачастую и пяти лет не хватало, чтобы постигнуть элементарные служебные реалии. Вот и приходилось с такими мучиться синдромом «чемодана без ручки»: нести тяжело, а бросить жалко…
Ни в одном другом низовом милицейском подразделении (ИВС, конвой, медвытрезвитель, отчасти даже вневедомственная охрана), приобрести ППСные навыки было невозможно в силу узкого и специфичного характера деятельности, по определению не предполагавшего эволюционное (прогрессивное) развитие сотрудников. И тут надо было быть семи пядей во лбу, чтобы тебя заметили и оценили!
К тому же, ни для кого не является откровением, что комплектование трёх первых всегда происходило по остаточному принципу - туда отправляли либо проштрафившихся , либо сотрудников предпенсионного возраста, либо с невысоким (как бы ни обидно это прозвучало!) интеллектом и потенциалом, ленивых и никчёмных, но вполне довольных таким своим положением (ещё бы - год за полтора, дополнительный отпуск, надбавка за особые условия!). Так что, гнаться за звёздами те явно были не расположены...
Были в подобной кадровой практике и свои минусы. Поварившись год-другой в ППСной кухне, многие настолько свыкались со ставшей понятной им службой, что начисто утрачивали изначальные амбиции и отвергали заманчивые предложения о переходе на более статусные должности. К тому же, после того, как должности милиционеров перевели в категорию офицерских, все вчерашние сержанты (а в моём бывшем ОВД они почти все имели юридическое образование) мгновенно переаттестовались и получили вожделенные звёзды. Соответственно, вопрос отпал сам собой: переходы прекратились из банального соображения, что «от добра добра не ищут».
В российской милиции с изменением законодательства, разрешившего принимать в МВД неслуживших в армии, для того, чтобы попасть на офицерскую должность, вовсе не требовалось начинать свою службу с милицейских азов.
Тем не менее, здравомыслящие и мудрые руководители ОВД предпочитали сильно этим не злоупотреблять и «прогоняли» всех потенциальных кандидатов в участковые и опера через ППС, невзирая даже на наличие у тех высшего юридического образования. Помню, как в середине 90-ых в нашем ОВД в роте ППС сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда почти 80% штата была укомплектована выпускниками юридических ВУЗов и колледжей. И это при том, что в таких подразделениях, как ОУУМ, ОУР и ОДН ощущалась их хроническая нехватка. Но руководство не бросалось в крайности и старалось не спешить с затыканием вакансий абы кем, по возможности, выдерживая принципиальную линию в подобной кадровой политике.
Безусловно, сегодня работа в ППС - совсем не то, что было в милиции: статус службы опустили ниже плинтуса, а саму её загрузили такой ерундой, которая бывшим милиционерам и не снилась! Остались пьянь, бомжи, скандалы, погоня за протоколами, но бывают и интересные ситуации, где можно проявить себя и заставить обратить внимание руководителей ведущих служб. При условии, если ты с должными амбициями, а не балласт в экипаже! Парочка лет - и знание административного и уголовного законодательства, практики его применения, умение грамотно действовать в нештатных ситуациях, оформлять материалы и т.п. позволят дать фору многим участковым и операм, не проходившим эту начальную ступень.
Сегодня большинство приходящих в ППС, наблюдая офицерские «головные боли», обычно остаются в ней чуть ли не до пенсионного возраста, лишь на выходе начиная подыскивать более денежную и спокойную должность - преимущественно, в дежурной части. Вот потому-то нынешнему полицейскому руководству всё чаще приходится вынужденно брать в участковые и опера необстрелянных выпускников гражданских ВУЗов, не будучи уверенными в этих «котах в мешке». И почитать за счастье заполучить лейтенантов из ведомственных учебных заведений (особенно, профильных) – те хоть имеют отдалённое представление о будущей службе!
Если говорить о «кузнице кадров» для розыска, БЭП, дознания и следствия, то сегодня ею является, пожалуй, служба УУП. Набравшись в ней профессионального «уму-разуму» и пресытившись имеющимися заморочками, большинство уже через пару-тройку лет начинают смотреть на сторону. И при поступлении любого предложения из вышеперечисленных служб (а руководители тех ориентированы в первую очередь именно на участковых) стремятся без раздумий сменить служебное амплуа...
Читайте мои последние публикации на канале:
- Переполнится ли народная чаша терпения?
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!