В ходе последующих боёв 416-й танковый батальон 192-й танковой бригады стал поддерживать 959-й стрелковый полк. Этот полк к утру 21 января 1943 года в составе всего 270 активных штыков оборонялся на юго-восточной окраине села Нижняя Ольшань, где отбивал попытки прорыва 168-й пехотной дивизии противника. После отхода немцев из Острогожска с утра 21 января совместно с пехотой 959-го стрелкового полка (СП) танковый батальон повел наступление на Нижнюю Ольшань и к 16.00 овладел этим селом, где также захватил большие трофеи.
В бою за Нижнюю Ольшань наиболее отличился экипаж танка лейтенанта Федора Ильенкова, который уничтожил до 130 солдат и офицеров противника, 13 автомашин, 7 орудий ПТО с расчетами. Сам Ильенков в этом бою был тяжело ранен. Возможно, в состав его экипажа входил командир башни сержант Сергей Сафонов, т.к. согласно наградному листу на Сафонова, он огнём пулемёта и ручными гранатами ( !) уничтожил до 130 солдат и офицеров противника. Будучи ранен, Сафонов покинул свой танк и в последующем захватил до 200 пленных.
Вот фрагмент наградного листа на сержанта Сафонова.
Лейтенант Ильенков и сержант Сафонов были представлены и награждены орденами Красной Звезды.
После освобождения Нижней Ольшань с 19.00 21 января до 4.00 22 января 192-я танковая бригада совершила переход в Афанасьевку, где вошла в подчинение командующего 40-й армией. Впереди основных частей бригады в Афанасьевку была выслана разведка. В селе Иловское (ныне с. Иловка) разведка 21 января попала в засаду немцев, однако начальник разведки помощник начальника тех. части 416-го ТБ по снабжению АБТ-имуществом техник-лейтенант Иван Устименко организовал круговую оборону и вел бой до последнего патрона, уничтожив при этом до 10 немцев. Сам Устименко получил при этом 3 тяжелых ранения. Техник-лейтенант Устименко был представлен к ордену Красного Знамени, награждён он был орденом Отечественной войны 2-й степени. Снижение старшинства награды было произведено командующим бронетанковыми и механизированными войсками Воронежского фронта.
Также погиб и был похоронен в Иловском танкист 416-го ТБ старший сержант Федор Шульга.
Всего по состоянию на 21 января перешедшая в состав 40-й армии 192-я танковая бригада насчитывала 39 танков (25 М3с, 14 М3л): 23 танка (13 М3с, 10 М3л) – в строю и 16 танков (12 М3с, 4 М3л) – в ремонте, в том числе 6 танков (4 М3с, 2 М3л) требовали капремонта.
За время боевых действий с 15 по 21 января 192-я танковая бригада, согласно докладу АБТУ штаба Воронежского фронта, прошла с боями 380 километров, участвовала в освобождении 13 населенных пунктов (колхоз 2-я Пятилетка, Волчье, Крутец, Рыбальчино, Каменка, Кириченково, Голопузовка, Тхоревка, Тристенки, Атамановка, Пушкино, Дегтярный, Нижняя Ольшань);
уничтожила до 3500 солдат и офицеров противника, 3 танка, 25 автомашин, 15 мотоциклов и велосипедов, 50 повозок, 12 орудий, 42 пулемета;
захватила 4155 пленных, 11 танков, 9 самоходных пушек, 465 автомашин (441 грузовую, 24 легковых), 38 мотоциклов и велосипедов, 1 полевую электростанцию, 45 железнодорожных вагонов, 116 орудий, 96 пулеметов, 2410 винтовок и автоматов, 2 склада (300 бочек ГСМ, 100 бочек растительного масла).
Потери ее составили 112 человек личного состава (32 – убитыми, 80 – ранеными) и 11 танков (9 М3с, 2 М3л) безвозвратно. Также из состава бригады, по всей видимости, убыл танк М3с, оставшийся перед началом наступления в ремонте на ремонтной базе 40-й армии.
Перейдя в состав 40-й армии, 192-я танковая бригада недолго пробыла в армейском резерве. 23 января 1943 г. своим боевым приказом штаб армии поставил войскам задачи на наступление в рамках Воронежско-Касторненской наступательной операции, назначенное на следующий день. 192-я танковая бригада переходила на усиление 183-й стрелковой дивизии. Совместно с танкистами и другими частями усиления дивизия должна была с исходного рубежа: (иск.) Скупой – Стрюков – Долгий – нанести удар на село Синие Липяги и далее наступать в северо-западном направлении мим
Начало истории про Степку, который воевал в 192-м мото-стрелково-пулеметном батальоне, входившим в состав 192-й танковой бригады, можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Иван и Сидор кивнули Степке в ответ и приготовились к открытию огня.
Степка закусил за середину деревянную ручку гранаты и в позе "шимпанзе" (он видел, как быстро двигалась такая обезьяна, опираясь на четыре свои конечности, в цирке-шапито лет пять назад). стал быстро приближаться к самоходке, проползающей мимо него вдоль улицы. Дернуть "за верёвочку" у Степки труда не составило. Оказавшись в паре метров сбоку от самоходки, он примерился и просто слегка подбросил гранату вверх. Она упала внутрь рубки самоходки ближе к пушке. Но Степка этого уже не видел, так как "на всех парах" рванул обратно к дому, во дворе которого его ждали боевые товарищи.
Он успел добежать и спрятаться за угол, а взрыва всё не было. Но сам факт появления гранаты в боевом отделении самоходки заставил её экипаж спешно её покинуть. По вылезающим наружу членам экипажа открыли огонь Иван с Сидором. Иван свалил из своей "самозарядки" двух самоходчиков, а Сидор "срезал" очередью из ППШ ещё одного. Так что трое из шести членов экипажа самоходки, которые поспешили вылезти "на свет божий", попали "под раздачу". Троим оставшимся удалось убежать в темноту.
А немецкая "колотушка" так и не взорвалась. Видимо, тут опять немецкий пролетариат "постарался". Подбежали уже все втроём обратно к самоходке. Внутрь никто лезть и "смотреть на неразорвавшуюся гранату" не захотел. Дальше самым трудным оказалось найти лишь в свете ночных пожаров, где у самоходки находится топливный бак. Крышку бака открыли довольно легко. Так же легко сделали "фитиль" из оторванного рукава тужурки одного из убитых Иваном самоходчиков. "Фитиль" засунули в горловину топливного бака сначала одним концом, а затем другим. Поиск источника огня тоже занял несколько минут. Тут повезло Сидору, который обнаружил в кармане одного из самоходчиков работающую зажигалку. Свисающий из горловины бака конец "фитиля" Сидор зажёг со второй попытки. После этого все побежали за дом. Хозяйственный Сидор до этого не забыл прихватить брошенный венгерский ручной пулемёт с несколькими запасными "рожками"-магазинами.
Громыхнуло сильно. Затем из-за дома стало видно, как самоходка с немного свороченной на бок рубкой горит. Собака, которая самостоятельно покинула свою будку и теперь опять ждала Степку, лёжа у края воронки на месте бывшего крыльца. От взрыва она прижала уши и тявкнула. Оказавшись у Степки на руках, она благодарно лизнула его в щёку.
По дороге "к себе" Степка выслушал рассказ про ту часть боя, которую он раньше пропустил из-за того, что потерял сознание во время перестрелки с контратакующей немецкой пехотой. Дядю Прохора через несколько минут после этого ранило в третий раз и он потерял сознание. Командование их группой принял пехотный сержант, который приказал отступать сначала к большому сараю, а потом дальше, на окраину городка к коровнику. Дядю Прохора несли Иван с Сидором. Взводный в беспамятстве всё время бормотал:
- Держаться!.. В поле постреляют, как зайцев.
По дороге от сарая до коровника близким разрывом мины убило пехотного сержанта и ранило осколком в голову Сидора. В коровнике они встретились с ротным старшиной и двумя оставшимися бойцами взвода. Их раньше дядя Прохор отправлял сопровождать танкистов "до санитара". Затем они все вместе отбили ещё одну атаку немецкой пехоты, истратив последние гранаты и благодаря тому, что Ивану удалось "завалить" офицера, командующего наступающей на коровник группой немцев. После этого противник как-то успокоился и старшина разрешил (или всё-таки приказал?) Сидору и Ивану отправиться за Степкой и доставить его "живого или мёртвого".
Закончив рассказ,, Иван спросил, кивнув на собаку:
- Стёпа, зачем эта животина нам?
Стёпка зыркнул на него в ответ:
- Она первая пришла за мной и привела в чувство...
Собака прижалась мордой к Степкиному уху и тоже внимательно слушала разговор. У Степки продолжала сильно болеть голова и чуть слабее - грудь, но градус его настроения явно пошёл "в плюс". Он конечно сильно беспокоился за дядю Прохора и поэтому торопился.
В палисаднике одного из полуразрушенных домов уже на полпути к коровнику, они обнаружили тело убитого взрывом мины пехотного сержанта. Неподалёку на поперечной улочке, упёршись радиатором в дерево, стоял большой легковой автомобиль с открытыми дверьми. Хозяйственный Сидор вопросительно глянул на Степку, потом в сторону автомобиля, но Степка в ответ лишь отрицательно мотнул головой. Проходя мимо погреба в том палисаднике, Иван углядел полоску света из погреба, пробивающуюся из-за неплотно закрытой двери. Да и собака на руках Степки напряглась и зарычала на дверь погреба. Это уже нельзя было игнорировать. Степка спустил собаку на снег, шепотом "скомандовал диспозицию" для своих бойцов, посетовал скорее сам себе, что не осталось гранат, осторожно подошёл к двери погреба и, встав от неё немного сбоку, рывком открыл её и закричал:
- Хенде хох! Бросаю гранату!..
Любителям военных мемуаров книги из этого списка можно приобрести со скидкой 10%: https://www.litres.ru/pages/reader_folder_arts/?folder=9327456&ref_key=b0134cfdb5ec527ff6a93ab8c25b3568ba7e64aeb3aaf167827621ead6a01a12&lfrom=983256718&ref_offer=1&make_pic=1
Фактографический материал, использованный в этой заметке, был взят из публикации Максима Бакунина "192-я танковая бригада. Боевой путь до июля 1943 г".
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех уважаемых читателей с Праздником Победы!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации! Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала.
По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.