Найти в Дзене
Заметки Моргора

Бес – языческий дух, присвоенный христианством

Оглавление

Написание этой статьи я планировал давно. Частично данный вопрос я затронул вот в этой статье

более чем годовалой давности (летит же время!) и обещал продолжение.

В настоящей заметке я немного повторюсь, поскольку в старой я касался, например, этимологии слова «бес» да параллели с иудейскими шедимами и греческими демонами, а без этих вещей полноценного обзора-разбора не получится (вряд ли все ринутся читать или перечитывать материал по ссылке выше, да и не очень удобно переключаться с одного на другое).

Заодно я обещал попробовать доказать или опровергнуть гипотезу, согласно которой бесы изначально являлись духами зимы.

Однако обо всём по порядку...

Старый бес. Рисунок Александра Сергеевича Пушкина
Старый бес. Рисунок Александра Сергеевича Пушкина

Сложившийся к нашему времени образ беса

Ниже приведены строки этнолингвиста и фольклориста-славяниста Ольги Владиславовны Беловой (источник – «Славянская мифология: энциклопедический словарь»):

Бес – злой дух, демон. В народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о чёрте.
В памятниках древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI в.) и летописях к «бесам» оказались причислены высшие и низшие языческие божества, и слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол» (изображение божества). В житиях, повестях, заклинательных молитвах бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в блудный грех). Бес обычно описывался как существо чёрного (синего) цвета, ср. рус. чёрный, синец ‘бес, чёрт’; бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах – когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, чёрного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца (эфиопа, поляка, литовца), скомороха, иногда – ангела, даже Иисуса Христа. Иконографические изображения беса подчёркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо – остроконечную голову и волосы «шишом» (ср. рус. диал. шиш, шишко ‘чёрт’). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения беса с гипертрофированными гениталиями.
В житийной литературе и заклинательных молитвах представлен перечень способов изгнания беса, вселившегося в человека: святой сковывает (связывает) беса, бьёт, изгоняет в пустыню (в морскую глубину, в преисподнюю), заключает в замкнутом пространстве (в пещере, в горах, в яме, в сосуде).
В народной демонологии сохранились представления о бесе как о персонаже, отличном от чёрта, дьявола и беса книжной традиции. У восточных славян слово бесы служит для обозначения всех демонологических персонажей или для называния отдельных категорий духов: рус. бес полуденный – полудница, бес во дворе – домовой, бес-волосатик – леший; укр. польови бiс – полевик. У кашубов «бес» – антропоморфный злой дух высокого роста с огромными стопами. Польские пастухи называют бесами злых духов в зверином облике. Существует также польское поверье о «белых бесах», обитающих в «верхнем» мире (в отличие от подземных духов – «страхов»). У болгар сохранились представления, по которым бес – это злой дух, умерщвляющий собак, или дух болезни, передающейся человеку при укусе больной собаки. У сербов существует поверье о бесе как о демоне, вселяющемся в людей и животных и вызывающем бешенство (Косово). Бесами называются великаны в сербских и болгарских легендах.
Бесы и колдуньи наводят порчу на людей. Роспись середины XIX века в церкви Рождества Богородицы в Рильском монастыре (Болгария)
Бесы и колдуньи наводят порчу на людей. Роспись середины XIX века в церкви Рождества Богородицы в Рильском монастыре (Болгария)

Что из процитированного материала, на мой взгляд, важно отметить:

  • в народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием церковно-книжной традиции;
  • в народной демонологии сохранились представления о бесе как о персонаже, отличном от чёрта, дьявола и беса книжной традиции;
  • представления о бесе сближались с поверьями о чёрте.

Бес и чёрт – разные персонажи

Причём бес древнее, о чём заявляет историк-медиевист Владимир Яковлевич Петрухин (источник – «Славянская мифология: энциклопедический словарь»):

Образ чёрта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в восточнославянском фольклоре и народных картинках черти антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами (одним копытом), красными глазами (иногда собачьей мордой, в красных колпаках, рус., укр., с носом без ноздрей пол. и т. п.) вытеснили более ранний персонаж беса.

В какой-то момент произошло слияние этих двух персонажей, скорее всего под влиянием христианства и на почве представлений о враге рода человеческого.

Причём слово «бес» относится скорее к книжной традиции, что отметила лингвист, фольклорист и мифолог Елена Евгеньевна Левкиевская (источник – «Мифы русского народа»):

Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего  языческие боги, идолы. Обычно с бесом связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом чёрта.

О том, что бес и чёрт – изначально разные персонажи перво-наперво свидетельствует этимология самих этих слов. Сравните сами, как непохоже звучат эти два слова: «бес» и «чёрт».

Этимологию слова «чёрт» мы рассмотрим завтра.

Иллюстрация Надежды Антиповой
Иллюстрация Надежды Антиповой

Этимология слова «бес»

Слово «бес» в письменном виде впервые встречается в записи торжественной речи митрополита Киевского Илариона середины XI века. В дореволюционной орфографии писалось оно как «бѣсъ».

Исследователи установили родственную связь слова «бес» со следующими словами в славянских языках: укр. біс, болг. бесъ́т, серб. би̏jес, обозначающим такое понятия как «ярость», словен. bė̑s, чеш. běs, польск. bies – «злой дух». Родственны и литовские слова baisà (страх), baisùs (отвратительный, мерзкий, ужасный), baidýti (пугать), да и всем нам известное бояться.

Иллюстрация Виктора Королькова
Иллюстрация Виктора Королькова

Как бес вписался в новую религию

Как христианство берёт своё начало от иудаизма, так и Библия основывается на священных иудейских текстах.

В еврейском оригинале Библии упоминаются духи шедимы, созданные из огня и ветра, которые могут быть как враждебными, так и дружелюбными.

С этими самыми шедимами при переводе испытали определённые трудности греки: оставить слово как есть – соплеменники в большинстве своём вряд ли поймут, а нужно, чтобы поняли и впитали, как молоко матери. Не мудрствуя лукаво (а может, и напротив, помудрствовав) неведомых шедимов заменили куда более привычным даймоном. Даймон – внутренний голос, который в решающий момент предостерегает и таким образом удерживает от предприятия, в коем сокрыта опасность для телесного или морального благополучия.

Спустя время с той же самой проблемой столкнулись и русификаторы Библии: что за даймон такой, как растолковать массам? И заморского даймона заменили славянским бесом.

Бесовское игрище в келье черноризца Исакия Печерского. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Бесовское игрище в келье черноризца Исакия Печерского. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Бесы – духи зимы?

Сие предположение я выдвинул в своей прошлогодней заметке, ссылку на которую оставил в самом начале.

Процитирую самого себя оттуда:

...мы можем предположить, что бесы у славян-язычников были злыми духами чего-то страшного, от чего можно впасть в бессильную ярость. А что страшнее для древнего человека зимы – времени года, когда ох как просто умереть от холода и/или голода?
Получается, что бесы – духи зимы: поры лютой и беспощадной для наших далёких-далёких предков, а для некоторых из нас – ассоциирующейся с волшебством и новогодней сказкой.

Я долго искал материал, дабы подтвердить или опровергнуть сию гипотезу.

Печка, от которой я плясал, – следующая цитата из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (универсальной энциклопедии, издававшейся в Российской Империи в период времени с 1890 по 1907 год):

Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остаётся под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода.

И все источники, в которых речь заходила о данном тезисе, тоже явно опирались на сию цитату, практически не привнося ничего нового. (Из тех, что мне удалось откопать, разумеется: возможно, есть и такой, что на раз-два убедительно и на примерах доказывает истинность изначального образа беса как духа зимы, просто он малоизвестен, но я сомневаюсь.)

В поисках меня преследовали строки из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Бесы»:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошёл, ямщик!..» – «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон – теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» –
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Резвятся-то бесы у Александра Сергеевича как раз зимой, да ещё и во время вьюги. Совпадение или же поэт отобразил народное верование, которое, быть может, услышал в детстве от няни?

А там и обожаемый мною Николай Васильевич Гоголь припомнился с его знаменитой «Ночью перед Рождеством», где чёрт (да, чёрт и бес, как я писал выше, персонажи изначально разные, но слившиеся в народном сознании) гуляет напоследок именно в самую длинную ночь в году, накануне, по сути, дня зимнего солнцестояния, когда солнце набирает силу, а зима начинает сдавать позиции.

И тогда мне подумалось о всем известном святочном ряжении во что-то страшное и мохнатое. И уйме быличек, бывальщин и прочих форм фольклора, повествующих о разгуле бесов на Святки, в разгар зимы. Возможно, это и есть отголоски представлений о бесах как о духах зимы? Быть может, вот оно – то самое доказательство?..

Иллюстрация Душана Божича
Иллюстрация Душана Божича