В начале ХХ века наблюдался колоссальный технологический сдвиг в обществе. Заводы и фабрики были уже обыденностью, телеграф — привычным делом, развивалась телефонная связь, появились и быстро распространялись автомобили и, наконец, люди поднялись в воздух, воздухоплавание на разных приспособлениях (воздушный шар, дирижабль, аэроплан) все больше входило в жизнь. Естественно, у людей наиболее чутких к любым изменениям вокруг них, то есть, у творческих личностей, происходящий технический прогресс находил живой отклик.
На этом фоне и возник футуризм, сначала как литературное течение, но ставшее потом в целом художественным направлением. Само его название говорило об устремленности вперед, в будущее, ведь futurum по-латыни и означает это самое будущее.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Словечко для обозначения нового литературного течения, равно как и его основные принципы, предложил итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году вышел написанный им «Первый манифест футуризма». Здесь говорилось о том, что старое искусство себя изжило, как и старый мир в принципе, и им на смену приходят новое искусство и новый мир. Маринетти провозгласил лозунг «Слова на свободе!», тем самым выразив свою мысль о том, что поэзия это дело нерациональное, не поддающееся контролю логики, и что сами слова знают, как им складываться в стихотворения.
Что касается нового мира, то Маринетти в отношении его был полон оптимизма и считал, что он будет основан на сращении человека с техникой. Образом такого грядущего выступал человек на мотоцикле — «новый кентавр».
Эстетика футуризма провозглашала иррационализм как основу творчества. Здесь должна царствовать свободная ассоциативность сознания, то есть, искусство должно уйти от диктата логики. Помимо этого, футуризм предполагал смеховое отношение к действительности, которое «омолодит лицо мира». Для футуриста не должно быть авторитетов, все достойно высмеивания и осмеяния. Культивирование техники доходило у них до того, что они провозглашали человека механизмом. «Мы чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы», — провозглашал соратник Маринетти художник Джино Северини.
Удивительно, что #футуризм с его машинной эстетикой приобрел наибольшую популярность в странах, где техническое развитие немного отставало от общеевропейского — в Италии и России. Русские футуристы называли себя «будетлянами», от слова «будет», подчеркивая тем свое отличие от итальянских собратьев. Маринетти был человеком не очень приятным, и будетляне дистанцировались от него, хотя и признавали в нем основателя своего течения. Как известно, Маринетти потом стал фашистом и преподнес свой футуризм Муссолини.
Что касается русского футуризма, то после 1917 года он постепенно утих. В 1921 году бывшие будетляне объединились в «Левый фронт искусств», прекративший свое существование в 1929 году.
#эстетика #культура #искусство
Читайте еще на моем канале:
Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов
Что такое биоэтика, и чем она занимается
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Четыре произведения немецкого экспрессионизма в кёльнском Музее Людвига, которые я запомнил