Найти тему

Эпатажное течение в искусстве, не выдержавшее вызова времени: футуризм

В начале ХХ века наблюдался колоссальный технологический сдвиг в обществе. Заводы и фабрики были уже обыденностью, телеграф — привычным делом, развивалась телефонная связь, появились и быстро распространялись автомобили и, наконец, люди поднялись в воздух, воздухоплавание на разных приспособлениях (воздушный шар, дирижабль, аэроплан) все больше входило в жизнь. Естественно, у людей наиболее чутких к любым изменениям вокруг них, то есть, у творческих личностей, происходящий технический прогресс находил живой отклик.

На этом фоне и возник футуризм, сначала как литературное течение, но ставшее потом в целом художественным направлением. Само его название говорило об устремленности вперед, в будущее, ведь futurum по-латыни и означает это самое будущее.

Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.

Карло Карра. "Портрет Маринетти". 1910
Карло Карра. "Портрет Маринетти". 1910

Словечко для обозначения нового литературного течения, равно как и его основные принципы, предложил итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. В 1909 году вышел написанный им «Первый манифест футуризма». Здесь говорилось о том, что старое искусство себя изжило, как и старый мир в принципе, и им на смену приходят новое искусство и новый мир. Маринетти провозгласил лозунг «Слова на свободе!», тем самым выразив свою мысль о том, что поэзия это дело нерациональное, не поддающееся контролю логики, и что сами слова знают, как им складываться в стихотворения.

Что касается нового мира, то Маринетти в отношении его был полон оптимизма и считал, что он будет основан на сращении человека с техникой. Образом такого грядущего выступал человек на мотоцикле — «новый кентавр».

Давид Бурлюк. "Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского". 1916
Давид Бурлюк. "Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского". 1916

Эстетика футуризма провозглашала иррационализм как основу творчества. Здесь должна царствовать свободная ассоциативность сознания, то есть, искусство должно уйти от диктата логики. Помимо этого, футуризм предполагал смеховое отношение к действительности, которое «омолодит лицо мира». Для футуриста не должно быть авторитетов, все достойно высмеивания и осмеяния. Культивирование техники доходило у них до того, что они провозглашали человека механизмом. «Мы чувствуем себя построенными из стали. Мы тоже машины. Мы тоже механизмы», — провозглашал соратник Маринетти художник Джино Северини.

Удивительно, что #футуризм с его машинной эстетикой приобрел наибольшую популярность в странах, где техническое развитие немного отставало от общеевропейского — в Италии и России. Русские футуристы называли себя «будетлянами», от слова «будет», подчеркивая тем свое отличие от итальянских собратьев. Маринетти был человеком не очень приятным, и будетляне дистанцировались от него, хотя и признавали в нем основателя своего течения. Как известно, Маринетти потом стал фашистом и преподнес свой футуризм Муссолини.

Что касается русского футуризма, то после 1917 года он постепенно утих. В 1921 году бывшие будетляне объединились в «Левый фронт искусств», прекративший свое существование в 1929 году.

#эстетика #культура #искусство

Читайте еще на моем канале:

Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов

Что такое биоэтика, и чем она занимается

А вот еще интересное в блоге моего мужа:

Четыре произведения немецкого экспрессионизма в кёльнском Музее Людвига, которые я запомнил