Найти тему

Теоведние: Введение

Теоведение - цикл статей, посвященный проблемам и их решениям в области теологии.
Я хочу начать эту статью с описания актуальности рассматриваемых вопросов.
Так уж получилось, что все современные и исторические мировые события тесно связаны с представлениями человека о Боге.
До 1800 года весь мир опирался на религию как на основу человеческого бытия. И вся жизнедеятельность человека строилась вокруг религиозных канонов. Таким образом формировался менталитет, который являлся движущей силой для всех прочих социальных и мировых процессов.

Двадцатый век - век разочарования человека в религии. Это время неверия, которое сделало основными движущими мировыми силами атеизм, фашизм и либерализм. В двадцать первом веке мы снова возвращаемся к религиозной повестке социального мироустройства.
Поэтому, понимание теологических процессов а так же перспектив их развития - задача первостепенной важности, на мой взгляд.

Итак, начнем с того, что из себя представляет современная теология. Наиболее явным продуктом теологии является религия. Атеизм, кстати говоря, это побочный продукт теологии.
Любую современную религию можно описать, используя аналогию с теорией сферического коня в вакууме. Дело в том, что есть такая превосходная теория, которая очень детально проработана, с точки зрения физики и химии. Она говорит о том, что где то в космосе живет и здравствует сферический конь. Он превосходно себя чувствует и даже размножается. Теория просто идеальна, но есть с ней одна проблема - у нее нет фактологического основания. То есть сферический конь в вакууме, он очень правдоподобен со всех точек зрения. Но его никто не видел. Поэтому в него можно только верить.
В религии все точно так же - религиозные учения основаны на священных писаниях, которые невероятно логичны и практичны. На это ядро навешаны толкования, а эти толкования, в свою очередь интерпретируются духовенством.
При этом толкования - вещь очень скользкая, потому что истолковать можно все что угодно и как угодно. Но здесь есть общепринятые толкования и все что отличается от них - ересь. Интересная позиция, и во многом оправданная. Но как можно проверить истинность толкования? - никак. Остается только верить.
Поэтому теология, по факту, производит логически достоверный, но не обоснованный фактологически материал, продуктом которого, является верующий человек. Или же человек отрицающий теологию - атеист.

С моей точки зрения, теологии очень не хватает фактологии. И если мы будем опираться на факты, а уже из наблюдаемых фактов станем выводить теорию, то мы получим знание. Знание коренным образом отличается от веры. Поэтому теология будет, по своему содержанию, несколько иной и термин "теоведение", в этом случае, будет больше соответствовать ее содержанию. Теоведение производит на свет не верующих, а знающих людей.

Знание кардинально отличается от веры тем, что знающие люди могут между собой договориться. А верующие нет. Потому что верующие люди опираются на церковные гипотезы о Боге, не обремененные фактами. То есть у них отсутствует почва для межконфессионального диалога.
Буддист никогда не сможет договориться с христианином по одной простой причине - у них разные гипотезы о Боге, которые никак не пересекаются.
Мусульмане еще могут как то говорить с православными по причине того, что у них общие монотеистические корни. Но договориться они никогда не смогут - нет истины, которая бы всех примирила, фактов нет.

Отсутствие фактологического наполнения теологии явилось причиной кризиса религии в 20-21 веках. И, если ничего не изменится, то этот кризис никуда не уйдет и каждый следующий рецидив будет многократно хуже предыдущего.

Следовательно, необходима такая наука, которая бы опиралась на факты и выстраивала теологические теории в соответствии с требованиями современного научного подхода.

Потому как вопросы нравственности, а значит и общественного благополучия лежат в области духовной жизни, которая целиком дана на откуп разного рода религиям.
Атеистическое отрицание нравственности, как духовного феномена, всегда приводит к нравственному разложению и упадку всего атеистического общества. Потому что нельзя вырастить нравственного человека отрицая духовность - получится лицемер. Это хорошо видно на примере позднего СССР.

Религия похожа на луч света, который отбрасывает тень. При этом масштабы тени зависят только от духовенства соответствующей религии. Глобальная диспропорция света и тени в пользу тени привела к появлению различных форм атеизма. Что повлекло за собой целую серию мировых катастроф.

Но, если применить научный подход к теологической сфере, то не останется места для произвола духовенства. Потому что научный подход не оставляет пространства для личного произвола. Таким образом, в случае успешного применения научного подхода в сфере теологии, мы получим чистый свет без тени. И это будет неоспоримым аргументом в любом идеологическом споре. Следовательно, теоведение, в случае успеха, сможет сформировать менталитет новой, более эффективной формации. И, как следствие, стать движущей силой новых, более эффективных социальных процессов.

Естественно, что у такого подхода будет очень много противников. По причине того, что сегодня, если выбирать между Богом и церковью, выбирают всегда церковь. Потому что в сознании современного религиозного человека церковь и есть Бог. Что совершенно неправильно.
Но, вместе с тем, любая религия представляет интерес для теоведения, как гипотеза, содержащая некий процент истины, который можно выявить эмпирическими методами.

На сегодняшний день накоплен достаточный научный материал для того, чтобы объяснить основные принципы нравственного развития человека. И даже есть возможность экспериментально доказать существование души.
Но обо всем этом я расскажу уже в других статьях.