Найти тему
Женщина в истории

Коррупционные схемы Средневековых служителей церкви (инквизиция, начало)

Оглавление

Продолжая тему возникновения инквизиции, хочу рассказать вам о том, как нечистые на руку епископы богатели, используя своё привилегированное положение. В прошлой статье я в основном приводила конкретные примеры священников, которые грешили без всякого стеснения и злоупотребляли своими возможностями. Сегодня предлагаю узнать о методах, или, как это часто называют - коррупционных схемах, которые были распространены в то время.

Оцените, так сказать, размах!

Источник: Pexels.
Источник: Pexels.

Платите за... всё

В какой-то момент абсолютной нормой стало то, что священник получал плату за любое своё действие. Он мог отказаться венчать или хоронить, требуя уплаты вперёд. Мог даже отказать умирающему в последнем напутствии, от которого зависело спасение его души, если не получал за это что-то. "Что-то" могли быть и вещи умирающего, вплоть до простыни с его постели.

Часто умирающих вдобавок пугали муками вечного огня, если они не оставляли своего состояния на благотворительные цели. Именно таким путём была собрана значительная часть церковного имущества.

Многие священники нарушали правило, по которому нельзя было служить более одной обедни в день, за исключением особых случаев. Те, кто не хотел нарушать правило совсем уж демонстративно, прибегали к такой уловке: одну обедню они разделяли на шесть часов, и получали за каждую из них соответствующую плату.

Извлечь выгоду можно было даже из умершего. Повсеместно существовал обычай, чтобы церковь своими молитвами смягчала муки чистилища. За значительную сумму, конечно же.

Источником дохода было и само предание тела земле. В конечном итоге приходские церкви и вовсе объявили, что тело всякого прихожанина является их неотъемлемой собственностью, и никто не имеет права избирать себе по своему усмотрению место погребения.

Источник: Pexels.
Источник: Pexels.

Завидная должность

В прошлой статье мы увидели, что церковные должности продавались и покупались.

Это неудивительно, ведь такое "хлебное" место заполучить хотели многие. При том, что прямые обязанности христианского пастыря сводились к минимуму.

А вот жить можно было на широкую ногу.

Бенефиция, купленная за деньги, гарантировала тихую, сытую и спокойную жизнь. Тут не лишним будет припомнить, что светский суд не имел власти над служителями церкви.

Удобно, не правда ли?

И, говоря о злоупотреблениях при раздаче духовных должностей, отмечу, что от Римской курии нельзя было ожидать противодействия такому порядку вещей. Почему? Она сама повсеместно промышляла подобным. Папы часто писали епископам и капитулам, с целью пристроить своих друзей.

Жадность и вседозволенность

В 1160 году тамплиеры жаловались Александру III на папских легатов и нунциев, которые своим лихоимством сводили на нет все их труды в интересах Святой земли. Легаты и нунции не были довольны выделяемыми им домами и содержанием, и постоянно вымогали деньги. Папа предоставил право тамплиерам умерять аппетиты своих послов, если только речь не шла о кардиналах.

Источник: Pexels.
Источник: Pexels.

Однако аппетиты самих пап зачастую были не меньше, а больше.

Климент V, избранный папой в Лионе, отправился оттуда в Рим через Бордо. По дороге он и его свита с таким размахом грабили приходы, что после их отъезда из Буржа архиепископ Эгидий был разорён совершенно. А пребывание папы в богатом приорстве Граммон оставило монастырь в таком бедном состоянии, что приор из отчаяния удалился на покой, а его преемник был вынужден обложить огромными налогами все приписные монастыри.

Англия после изъявления Иоанном покорности папе была истощена папскими поборами. Богатые бенефиции были розданы иностранцам. А те и не думали жить в них, зато ежегодно собирали с острова очень солидные суммы.

Любое сопротивление, любой протест против такого положения дел подавлялся отлучением от церкви. Которое сопровождалось взысканием с отлучённого не только уплаты того, что с него раньше потребовали незаконно, но ещё и уплаты за снятие отлучения.

Всё это - на фоне продажности многих епископских судов.

В следующей статье рассмотрим, к каким последствиям привёл целибат и как влиял на моральный облик духовенства тот факт, что они были не подсудны светскому суду.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить. И спасибо за внимание.

Источник: "Возникновение и устройство инквизиции", Генри Чарльз Ли.

Инквизиция, начало: абсолютная власть церкви, личная выгода и епископы на войне.

Инквизиция, начало: неподкупный папа, кровосмешение и народный гнев.

История кесарева сечения: как приговор стал спасением.

Женщина в Средневековье: замужество, монастырь и опасное материнство.

#история #средневековая европа #средневековье #история средневековья