В дискуссиях о сентябрьской кампании 1939 года постоянно повторяется тезис о том, что если бы Советский Союз не напал на Польшу 17 сентября, у Польши был бы шанс на победу. Предположительно, у немцев уже заканчивалось топливо и боеприпасы. Основаны ли эти утверждения на каких-либо фактах?
Эта спорная тема обсуждается в книге "Падение Вайса". Автор Роберт Форчик. Историк подчеркивает, что не только пользователи интернета используют аргумент о якобы "значительном ущербе" немецким запасам топлива и боеприпасов. Кроме того, некоторые авторы, пишущие о боях в сентябре и октябре 1939 года, любят ссылаться на это.
Использовано 13% резерва
Американский исследователь признает, что Гитлер начал агрессию против Польши несмотря на то, что у вермахта были ограниченные запасы топлива и боеприпасов. Однако это еще не означает, что немецкая армия была неспособна продолжать борьбу.
Накануне Второй мировой войны накопленные резервы включали, как отмечает автор книги "Падение Вайса. Вторжение в Польшу 1939", 480 000 тонн авиационного топлива и 350 000 тонн бензина. Более того, ежемесячное производство составляло около 50 000 тонн авиационного топлива и 93 000 тонн бензина.
Между тем, в ходе пятинедельной кампании сухопутные войска использовали всего 45 000 тонн топлива, что составляет "менее 13 процентов от довоенного запаса". Аналогичная ситуация сложилась и в Люфтваффе. Форчик подчеркивает, что, хотя "над Вислой не было захвачено значительного количества топлива", даже:
"Если учесть обучение и другие оперативные расходы, польская кампания практически не привела к истощению запасов в целом"
Отдельный вопрос — боеприпасы. Было ли это действительно тем, чего немцам стало не хватать? Ничего подобного.
Расход боеприпасов во время польской кампании был высоким, особенно для Люфтваффе, но утверждения о том, что Люфтваффе потеряли 60 процентов своих запасов боеприпасов за три недели, далеки от истины.
Влияние было минимальным
Документы командования немецких ВВС ясно показывают, что к концу боевых действий в Польше было использовано лишь около 30% боеприпасов, что, в свою очередь, было "эквивалентно примерно двухмесячному производству".
Еще лучше для немцев обстояло дело с артиллерийскими боеприпасами. В среднем, только 8-12% запасов наиболее полезных типов были использованы. В большинстве случаев это было меньше, чем месячное производство промышленности Третьего рейха.
Учитывая все имеющиеся данные, Роберт Форчик однозначно заявляет:
Расход артиллерийских боеприпасов и бомб во время польской кампании оказал минимальное влияние на способность вермахта вести боевые действия.
Хотя промышленность Третьего рейха была плохо оснащена для ведения длительной войны, она была вполне способна удовлетворить потребности коротких операций, если только они были разделены оперативными паузами для восстановления запасов.
Хромающая логистика
Откуда же вообще взялся миф о том, что немцам грозила опасность исчерпания запасов топлива и боеприпасов?
Американский историк указывает на реально существующие и серьезные проблемы с логистикой. В результате этого моторизованные корпуса Гудериана и Хёпнера быстро оторвались от своих собственных служб и часто останавливались из-за нехватки топлива.
Не в первый и не в последний раз немцы узнали, насколько важна для ведения войны эффективная сеть снабжения. В конце концов, что толку от огромных запасов, если снабжение не поспевает за фронтовыми войсками.
В случае с польской кампанией эти проблемы могли в лучшем случае задержать наступление, но точно не остановить его. У вермахта было достаточно бензина и боеприпасов для проведения наступательных операций в течение нескольких недель даже без советского вторжения с востока.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях.
#История #история германии #вторая мировая война #Гитлер #польша #германия