Часто встречаюсь с тем, что люди пренебрегают базовыми вещами, думая, что это просто, и так понятно, и нет смысла этому учиться. Например, очень многие руководители, имеющие хотя бы годовалый (а уж тем более трёх-, пяти- или десятилетний) управленческий опыт, уверены, что "простыми" управленческими навыками типа контроля они владеют достаточно хорошо.
А обучаться хотят чему-нибудь "этакому", вроде противостояния манипулированию или НЛП в управлении. А то и вовсе гипнозу (а что, удобненько: только глянул на сотрудника - а тот уже всё делает, причём бесплатно)))
Однако база - это фундамент, на котором стоит всё здание. Любой строитель вам скажет, что проблемы с фундаментом приводят к проблемам со стенами, полами, крышей и, в конечном итоге, ставят под угрозу нормальное функционирование здания.
И если у руководителя возникают ошибки, к примеру, в постановке задачи, то дальнейшие сложности (невыполнение задач, саботаж, затягивание, проблемы в приоритетах, нежелание воспринимать критику и пр.) ему гарантированы.
Кстати говоря, "эффективными менеджерами" чаще всего саркастически называют тех руководителей, которые как раз нахватались по верхам каких-то модных, названных современными терминами, методов и теорий, и начинают без базы впихивать их направо и налево. Пристраивать чердачную оранжерею без фундамента)
Поэтому логично сначала залить хороший прочный фундамент, а потом уже строить на нём многоэтажный особняк.
А что такое фундамент в плане управления?
В основном рутинные повседневные вещи:
- Навыки реализации самого стандартного управленческого цикла: постановка цели, планирование, организация работы (распределение и постановка задач), мотивация и контроль. Ну и обратная связь ещё сюда, потому что не у всех она автоматически присоединяется к контролю))
- Развитые коммуникативные навыки: умение говорить на языке сотрудника, понятно и просто объяснять, вести диалог, слушать и слышать (хоть при постановке задачи, хоть во время обсуждения идей, хоть при обратной связи).
- Да-да, хотя бы основы того самого эмоционального интеллекта, о котором я регулярно пишу: умение вовремя распознать свои эмоции и что-то с ними сделать (чтобы не "порвало на хомячков" при сотрудниках), умение понять, что что-то не так с сотрудником и предложить помощь.
- Умение смотреть хотя бы на шаг вперёд, прогнозируя последствия своих действий: для базы на уровне "если я сейчас при всех накричу на своего ведущего специалиста - он может уволиться, и некому будет доделывать проект".
- Умение принимать управленческие решения (а для этого пригодятся навыки анализа информации) и в идеале нести за них ответственность (то есть принимать последствия и при необходимости исправлять их).
И всем этим вещам можно (и нужно!) учиться!
Говорила это уже не раз, и буду говорить снова: управление людьми - отдельная профессия, которая не приходит "свыше" и не формируется сама "за выслугу годов" специалистом.
Может ли харизма руководителя (как некая личная притягательность и интуитивное умение влиять) заменить все вышеперечисленные базовые моменты или хотя бы какие-то из них?
На мой взгляд нет.
Харизма - это конечно хорошо, и её наличие может ускорить или усилить какие-то процессы, но не заменить их.
Я иногда привожу на тренингах пример харизматичного, но несистемного лидера без управленческой базы:
Лидер: - Эгегей! Побежали все туда, там круто! - Все тут же побежали (харизма же).
А там обрыв. Половина бегущих не смогла затормозить и свалилась.
Лидер: - Упс. А карту-то я не смотрел. Ладно, не страшно - побежали туда (машет рукой в другую сторону)! - Все побежали.
А там отвесная стена, которую не преодолеть.
Лидер: - Упс. А инструмент-то мы с собой не взяли. Ну ладно, побежали ещё куда-нибудь!
И весь бизнес (или отдел внутри бизнеса) так и мечется то туда, то сюда без внятных целей, анализа и контроля, теряя людей и деньги. Обычно недолго))
Понятно, что это не только управленческая история. А история, связанная с любой профессией. Изготовители тортов например тоже друг другу регулярно пишут что-то вроде: "погодите розочки лепить, сначала научитесь коржи выравнивать" (я видимо ЦА, мне постоянно тортики показываются)))
Хорошая кстати аналогия. Думаю - что мне напоминает ряд бизнесов? - Кривой торт в сползающих розочках))
Просто у руководителя, как мне кажется, в отличие от линейного сотрудника или самозанятого, последствия отсутствия базы намного заметнее и критичнее.
Что скажете? Начинали с базы? Умеете (здесь специально это слово, а не слово "знать") её так, чтобы "от зубов отлетало"?
______________________________
Ещё полезное по теме:
10 важнейших навыков руководителя, применяемых ежедневно
Нужно ли руководителю быть лидером. Самые частые вопросы (FAQ)
Группы управленческих ошибок. Самые страшные ошибки руководителя
Весь список статей для руководителей (там много) здесь