Найти тему

Управленческий фундамент руководителя

Часто встречаюсь с тем, что люди пренебрегают базовыми вещами, думая, что это просто, и так понятно, и нет смысла этому учиться. Например, очень многие руководители, имеющие хотя бы годовалый (а уж тем более трёх-, пяти- или десятилетний) управленческий опыт, уверены, что "простыми" управленческими навыками типа контроля они владеют достаточно хорошо.

А обучаться хотят чему-нибудь "этакому", вроде противостояния манипулированию или НЛП в управлении. А то и вовсе гипнозу (а что, удобненько: только глянул на сотрудника - а тот уже всё делает, причём бесплатно)))

Однако база - это фундамент, на котором стоит всё здание. Любой строитель вам скажет, что проблемы с фундаментом приводят к проблемам со стенами, полами, крышей и, в конечном итоге, ставят под угрозу нормальное функционирование здания.

И если у руководителя возникают ошибки, к примеру, в постановке задачи, то дальнейшие сложности (невыполнение задач, саботаж, затягивание, проблемы в приоритетах, нежелание воспринимать критику и пр.) ему гарантированы.

Кстати говоря, "эффективными менеджерами" чаще всего саркастически называют тех руководителей, которые как раз нахватались по верхам каких-то модных, названных современными терминами, методов и теорий, и начинают без базы впихивать их направо и налево. Пристраивать чердачную оранжерею без фундамента)

Поэтому логично сначала залить хороший прочный фундамент, а потом уже строить на нём многоэтажный особняк.

А что такое фундамент в плане управления?

В основном рутинные повседневные вещи:

  • Навыки реализации самого стандартного управленческого цикла: постановка цели, планирование, организация работы (распределение и постановка задач), мотивация и контроль. Ну и обратная связь ещё сюда, потому что не у всех она автоматически присоединяется к контролю))
  • Развитые коммуникативные навыки: умение говорить на языке сотрудника, понятно и просто объяснять, вести диалог, слушать и слышать (хоть при постановке задачи, хоть во время обсуждения идей, хоть при обратной связи).
  • Да-да, хотя бы основы того самого эмоционального интеллекта, о котором я регулярно пишу: умение вовремя распознать свои эмоции и что-то с ними сделать (чтобы не "порвало на хомячков" при сотрудниках), умение понять, что что-то не так с сотрудником и предложить помощь.
  • Умение смотреть хотя бы на шаг вперёд, прогнозируя последствия своих действий: для базы на уровне "если я сейчас при всех накричу на своего ведущего специалиста - он может уволиться, и некому будет доделывать проект".
  • Умение принимать управленческие решения (а для этого пригодятся навыки анализа информации) и в идеале нести за них ответственность (то есть принимать последствия и при необходимости исправлять их).

И всем этим вещам можно (и нужно!) учиться!

Говорила это уже не раз, и буду говорить снова: управление людьми - отдельная профессия, которая не приходит "свыше" и не формируется сама "за выслугу годов" специалистом.

Может ли харизма руководителя (как некая личная притягательность и интуитивное умение влиять) заменить все вышеперечисленные базовые моменты или хотя бы какие-то из них?

На мой взгляд нет.

Харизма - это конечно хорошо, и её наличие может ускорить или усилить какие-то процессы, но не заменить их.

Я иногда привожу на тренингах пример харизматичного, но несистемного лидера без управленческой базы:
Лидер: - Эгегей! Побежали все туда, там круто! - Все тут же побежали (харизма же).
А там обрыв. Половина бегущих не смогла затормозить и свалилась.
Лидер: - Упс. А карту-то я не смотрел. Ладно, не страшно - побежали туда (машет рукой в другую сторону)! - Все побежали.
А там отвесная стена, которую не преодолеть.
Лидер: - Упс. А инструмент-то мы с собой не взяли. Ну ладно, побежали ещё куда-нибудь!
И весь бизнес (или отдел внутри бизнеса) так и мечется то туда, то сюда без внятных целей, анализа и контроля, теряя людей и деньги. Обычно недолго))

Понятно, что это не только управленческая история. А история, связанная с любой профессией. Изготовители тортов например тоже друг другу регулярно пишут что-то вроде: "погодите розочки лепить, сначала научитесь коржи выравнивать" (я видимо ЦА, мне постоянно тортики показываются)))

Хорошая кстати аналогия. Думаю - что мне напоминает ряд бизнесов? - Кривой торт в сползающих розочках))

Просто у руководителя, как мне кажется, в отличие от линейного сотрудника или самозанятого, последствия отсутствия базы намного заметнее и критичнее.

Что скажете? Начинали с базы? Умеете (здесь специально это слово, а не слово "знать") её так, чтобы "от зубов отлетало"?

______________________________

Ещё полезное по теме:

10 важнейших навыков руководителя, применяемых ежедневно

Нужно ли руководителю быть лидером. Самые частые вопросы (FAQ)

Группы управленческих ошибок. Самые страшные ошибки руководителя

Весь список статей для руководителей (там много) здесь

Известная картинка из интернета: в Шанхае целиком упал набок 13-этажный дом, потому что был построен почти без фундамента.
Известная картинка из интернета: в Шанхае целиком упал набок 13-этажный дом, потому что был построен почти без фундамента.