Волатильность на финансовых рынках не так уж и удивительна, если принять во внимание проблемы, с которыми сталкивается Федеральная резервная система, считает наш обозреватель.
В среду фондовый индекс S&P 500 подскочил на 3 процента, как будто все в мире было хорошо. В четверг акции рухнули, а индекс Nasdaq, ориентированный на технологические компании, упал на 5 процентов, как будто наступил конец времен.
В пятницу ситуация не стала намного яснее: В начале торгов акции колебались туда-сюда.
Если вы ищете закономерности в этих сумасшедших колебаниях, ответ прост: Финансовые рынки приходят в себя после ошеломляющего изменения политики Федеральной резервной системы.
За последние два десятилетия финансовые рынки, возможно, настолько привыкли к поощрениям со стороны ФРС, что просто не знают, как реагировать теперь, когда центральный банк делает все возможное, чтобы замедлить экономику.
Но намерения ФРС очевидны, если читать и слушать.
Джером Х. Пауэлл, председатель ФРС, недвусмысленно заявил на пресс-конференции в среду, что центральный банк действительно и искренне стремится к снижению инфляции. Стенограмма слов г-на Пауэлла доступна на сайте ФРС. Там же находится и текст последнего программного заявления ФРС. Проверьте сами.
ФРС готова увеличить безработицу в США, если это необходимо для выполнения работы. И хотя они предпочли бы, чтобы Соединенные Штаты не впали в рецессию, политики ФРС готовы взять на себя ответственность, если экономика пойдет на спад.
Это может быть трудно принять, и на то есть веские причины.
Практически с самого начала великого финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, свободная монетарная политика этой самой Федеральной резервной системы неоднократно поднимала финансовые рынки на головокружительную высоту. Снижая краткосрочные процентные ставки практически до нуля и скупая облигации и другие ценные бумаги на триллионы долларов, центральный банк не давал финансовой системе замерзнуть, а затем еще и еще. Он стимулировал деловую активность, эффективно снизил доходность широкого спектра облигаций и побудил инвесторов к риску. Это способствовало росту фондового рынка.
Эта чрезвычайно щедрая политика, по крайней мере, частично ответственна за нынешний всплеск инфляции - самый серьезный эпизод роста цен с 1980-х годов.
Тем не менее, на своем последнем заседании по выработке политики в среду ФРС как никогда ясно показала, что она изменила свою политику в корне. Это, по понятным причинам, крайне трудно переварить финансовым рынкам.
"Это очень большие изменения, и рынки с трудом их переваривают", - сказал в интервью Роберт Дент, старший экономист по США Nomura Securities.
Неудивительно, что рынки совершают дикие колебания, падая в один день, поднимаясь в другой, но с начала года наметилась тенденция к снижению".
"Поскольку риски, с которыми сталкивается экономика и с которыми сталкивается ФРС, настолько велики, и поскольку ответные меры ФРС могут быть настолько значительными, вы видите очень большие колебания каждый день", - сказал г-н Дент. "Колебания, которые год или 24 месяца назад были бы весьма необычными, сейчас являются нормой".
Однако нынешнюю ситуацию никак нельзя назвать нормальной.
Пандемия Ковида привела к миллионам жертв по всему миру, и это еще не конец. С узкой точки зрения экономики, пандемия выбила из колеи спрос и предложение на широкий спектр товаров и услуг, и это озадачило политиков. Насколько нынешняя инфляция была вызвана "Ковидом", и что ФРС может с этим поделать?
Кроме того, в Китае продолжается блокировка производства, что сокращает предложение китайского экспорта и снижает китайский спрос на импорт, и оба этих фактора меняют глобальные экономические модели. Плюс ко всему этому - шок цен на нефть, вызванный войной России в Украине и санкциями против России.
До конца прошлого года ФРС говорила, что проблема инфляции является "преходящей". Ее ответом на целый ряд глобальных проблем было наводнение американской экономики и всего мира деньгами. Это помогло уменьшить последствия рецессии 2020 года в США - и способствовало огромному росту благосостояния на рынках акций и облигаций.
Но теперь ФРС признала, что инфляция вышла из-под контроля и должна быть значительно замедлена.
Вот как выразился г-н Пауэлл в среду. "Инфляция слишком высока, и мы понимаем, какие трудности она вызывает, и мы оперативно принимаем меры для ее снижения", - сказал он. "У нас есть и необходимые инструменты, и решимость, которая потребуется для восстановления стабильности цен в интересах американских семей и бизнеса".
Но его инструменты для снижения уровня инфляции без нанесения чрезмерного ущерба экономике на самом деле довольно грубые и ограниченные, признал он позже, отвечая на вопрос журналиста. "По сути, у нас есть процентные ставки, баланс и прогнозное руководство, и это, как известно, тупые инструменты", - сказал он. "Они не способны на хирургическую точность".
Как будто это было недостаточно страшно для такой деликатной операции, которую пытается провести ФРС, он добавил: "Никто не думает, что это будет легко. Никто не думает, что это будет просто, но, безусловно, существует правдоподобный путь к этому, и я думаю, что у нас есть хороший шанс сделать это. И, знаете, наша работа заключается не в том, чтобы оценивать шансы, а в том, чтобы попытаться их достичь. Вот этим мы и занимаемся".
Что ж, прекрасно. ФРС нужно попытаться, но, учитывая шаткость ситуации, высокая волатильность на финансовых рынках - это именно то, что я ожидал увидеть.
Федеральная резервная система намерена продолжать повышать краткосрочную процентную ставку, которую она контролирует, - ставку по федеральным фондам - до уровня, значительно превышающего 2,25 процента. Всего несколько месяцев назад эта ставка была близка к нулю, а в среду ФРС повысила ее до диапазона 0,50-0,75 процента. ФРС также заявила, что в июне начнет сокращать свой баланс в размере 9 трлн. долларов, а в течение следующего года - примерно на 1 трлн. долларов, и продолжает выпускать предостерегающие "прогнозные рекомендации" - предупреждения такого рода, которые г-н Пауэлл сделал в среду.
Осторожно, - по сути, сказал он. Финансовые условия станут намного жестче - настолько жесткими, насколько это необходимо, чтобы остановить инфляцию от укоренения и глубокого разрушения. ФРС будет использовать тупые инструменты против американской экономики. Ущерб будет неизбежен. Люди будут терять работу, когда экономика замедлится. Будет боль, даже если она не предполагается.
На финансовых рынках краткосрочные трейдеры не могут разобраться во всем этом. Повседневные изменения на рынках столь же информативны, как бег белки. Но для тех, у кого длинные горизонты, перспективы достаточно просты.
Период резкой волатильности неизбежен. Такое периодически случается на финансовых рынках, но именно эти рынки, как правило, приносят богатство тем, кто способен пережить эту турбулентность.
Как всегда, важно убедиться, что у вас достаточно денег, отложенных на экстренный случай. Затем оцените свою способность противостоять воздействию неприятных заголовков и неприятных финансовых отчетов, документирующих потери рынка.
Дешевые, широко диверсифицированные индексные фонды, которые отслеживают общий рынок, сейчас сильно пострадали, но я все равно вкладываю в них деньги. В долгосрочной перспективе такой подход привел к процветанию.
Ожидайте новых рыночных безумств, пока ФРС не решит проблему борьбы с инфляцией. Но если верить истории, то шансы на то, что вы преуспеете, если сможете пройти через это, высоки.