Военная форма и внешний вид военнослужащего играют большую роль в психологическом воздействии на противника. Это хорошо понимали и в советском руководстве, поэтому в самый разгар войны были приняты указы Президиума Верховного Совета СССР 06.01.1943 "О введении новых знаков различия для личного состава Красной Армии" и от 15.02.1943 "О введении новых знаков различия для личного состава ВМФ". Самым главным нововведением этих законов было принятие погон для всех воинских званий и родов войск.
Это было возвращение погон в русскую армию, после их отмены большевиками во время гражданской войны, когда руководство ВКПб старалось изобрести военную форму, которая не была бы похожа ни на одну другую. Почти все символы в старой форме располагались на петлицах, что значительно усложняло их чтение и расшифровку. Вместо "шпал" и ромбов, для обозначения званий, появились звезды. Послереформенный вариант стал выглядеть значительно эстетичнее и был более удобен.
Такое новшество было довольно неожиданным учитывая то, как еще совсем недавно в Красной Армии относились к носителям погон, т.е. к белым офицерам. Речь идет о временах гражданской войны, когда за один только факт ношения погон на плечах, человек мог получить пулю, а слово "золотопогонник" было чуть ли не самым ругательным и презрительным наименованием врага.
Один из лидеров белоэмигрантского "Русского общевоинского союза" Генерал фон Лампе, писал 14 марта 1943 года из Берлина в Прагу своему товарищу: "Ради чего за один признак погон лилась кровь, если теперь они вернулись совершенно в прежнем виде ("в прежнем" подчеркнуто)?!"