Найти тему
Виктор Канев

Профессиональная армия без профессионалов

Оглавление

Войска сасанидов в игре «Rome: Total war. Barbarian Invasion».

В предыдущей статье было сказано, что зороастрийцы обладают гибкостью в военном плане. Однако, тут есть маленькая оговорка: эта гибкость довольно условна.

Например, сасаниды обладают неплохими копейщиками, и точно такими же тяжелыми пехотинцами, но ключевое слово здесь – «неплохие». Более высокую оценку их качеству не поставишь, так как все «элитные» соединения имеют свои проблемы. Но давайте по порядку.

Пехота

Копейщики-новобранцы – базовое соединение. Ребята вооружены копьями, щитами, хорошо обучены и… все. Реально все. Только за счет личного навыка их защита не стремится к бесконечно малым величинам. Хотя крепкий удар в тыл или фланг опрокинет строй и приведет к бегству, при столкновении лицом к лицу новобранцы оказывают по-настоящему львиное сопротивление, особенно если речь идет о столкновении с кавалерией.

Впрочем, это все равно не восполняет недостатки. Как и любые копейщики, отряд физически не приспособлен к мощной атаке, поэтому единственный их конек – держать удар противника, не подставляя фланги. Но если у вас прямые руки, то этого вполне достаточно, чтобы эффективно применять воинов в бою.

Отчасти ситуацию спасают казармы, дающие новобранцам пару дополнительных шевронов. Но тут же есть минус – копейщики единственные, кого вы можете нанимать первое время. И лишь на четвертом уровне городов появляются Согдийские воины.

Крепкая тяжелая пехота, созданная наносить удары, а не держать их. Мне кажется, им катастрофически не хватает еще нескольких пунктов защиты в виде щита побольше. Броня и навыки отлично показывают себя в боестолкновении, но все еще не смягчают урон от фланговых атак.

Однако, в связке с новобранцами, согдийцы отлично работают по принципу «щит и меч», где многочисленные копейщики сначала принимают на себя удар и затягивают противника в сражение, а потом тяжелая пехота начинает сминать вражеские фланги.

Кстати, «сминает» – не красивый оборот речи. Вооруженные булавами согдийцы в мгновение ока перемалывают даже очень крепких противников. Но тут должно сработать условие, что враг уже затянут в ловушку, и остается лишь добить его одним крепким ударом. В противном случае, медлительная и невыносливая тяжпехота сама превратится в жертву.

-2

Стрелки

Начнем с Горцев-пращников, крайне интересного и почти бесполезного отряда в сасанидских условиях.

стоит заметить, что умение стрелков пробивать броню всегда высоко ценилось, особенно в сочетании с высокой плотностью стрельбы. Но нашей фракции предстоит воевать с многочисленными кочевниками и обученными римлянами. Для таких противников, пращники – это просто очень неудачная шутка. Они попросту не пробьют защиту восточных римлян, а кочевники даже не заметят полученных потерь.

Дистанция стрельбы отряда тоже оставляет желать лучшего. Впрочем, не все так однозначно. Секрет кроется в названии отряда – «горцы». Если бой идет в местности, где есть существенные перепады высоты, то пращники превращаются в ночной кошмар: плотный обстрел сверху, пробивающий броню, нанесет наступающим серьезные потери.

Если вы решитесь оборонять Кавказские горы от кочевников, закрыв своей армией проходы, то обязательно прихватите с собой пару пращников-горцев. Вряд ли они будут ключевым фактором победы, но точно перебьют большое количество врагов.

Есть еще «Курдские метатели дротиков». Но это обычные застрельщики, ослабляющие противника перед боем. Тактика, не работающая ни против римлян, ни против кочевников. И если пращники отбивают свое жалование при обороне перевалов за счет долгой стрельбы, то курдам критически не хватает боезапаса. В итоге выясняется, что траты и содержание подобного отряда ничем не оправдываются.

И вот тут на сцену выходят «Восточные лучники» – классические и дальнобойные. Сказать про них нечто особенное не получится, но своей дистанцией стрельбы они решают многие проблемы сасанидов. Это не просто отличная замена пращникам, а полноценная следующая ступень развития стрелкового дела. Но все равно главная мощь фракции заключена в следующем роде войск.

-3

Кавалерия

Прежде чем начнем, я пробегусь по верблюжьим отрядам. Это довольно интересные отряды для противодействия вражеской коннице. Казалось бы, есть легкие верблюды (Налетчики) и верблюды-катафракты (Тяжелые наездники), их можно применять против кочевников, чтобы лишить их кавалерийского преимущества. Отчасти, это действительно так. За исключением того, что этим отрядам катастрофически не хватает скорости и характеристик, чтобы эффективно выполнять свою миссию. Не говоря уже о том, что переобучить и пополнить отряды можно только в регионах, где есть верблюды.

Поэтому, если у меня стоит выбор между «Налетчиками на верблюдах» и «Конными лучниками кочевников», я всегда выберу вторых. В первую очередь потому, что они – мультизадачны. При необходимости, орда конелуков превращается в многочисленную кавалерию, а до этого вы можете долго обстреливать опасного противника. Особенно если речь идет про обстрелы со спины, с чем конные лучники справляются идеально.

Кроме того, это самый имбовый тип отряда, применяемый в первом «Риме». Даже слабенькие берберы становятся крайне опасными и конкурентоспособными благодаря наличию таких воинов.

Если сравнивать «Катафрактов» и «Тяжелых верблюжьих наездников», то выбор снова оказывается на стороне классических войск. К сожалению, катафракты наносят мало урона, но их конек – кавалерийские удары. Раз за разом они сначала влетают в строй врага, а потом отходят для следующего удара. Это может долго продолжаться за счет очень высокой защиты, которая помогает выживать даже в самых жутких условиях. Катафракты также могут просто смять фланг противника и навязать ему очень долгое сражение, лишив маневренности.

Но даже они меркнут на фоне «Клибанариев» – главной военной силы сасанидов. Бронированные конные лучники, вооруженные булавами. Им не хватает дальнобойности, скорости и выносливости, но честно говоря, все это и не нужно. Благодаря стрелковой атаке, клибанарии активно применяются и в оборонительной, и наступательной тактиках. Если противник идет сам, то всадники ведут обстрел, увеличивая плотность огня, и нанося еще больший урон наступающим. Крепкая броня помогает выживать не только при боестолкновении, но и при перестрелке с другими конными лучниками. А благодаря булаве, можно применять маневр «атаковать, смять и раздавить».

-4

Самое главное – отряд доступен на третьем уровне города. То есть, их можно нанять и переобучить практически в любой дыре. Все это делает клибанариев костяком вашей армии, фундаментом победы. Однако, не все так хорошо. При всем своем великолепии, подразделение быстро устает, не способно быстро маневрировать, а также лишено высокого боевого духа. То есть, при попадании в передрягу, всадники могут испугаться, запаниковать и отступить. Поэтому их необходимо применять крайне аккуратно и точно.

Отдельно еще упомянем слоников. Они, конечно, сильно уступают слонам из первого «Рима», но все еще остаются грозной силой, способной разнести деревянные стены и вражеские построения.

Коротенький итог

Сложно не заметить, что армия сасанидов является идейной наследницей парфянской армии, только с доработанной пехотой и стрелками. Также очевидно отсутствие каких-либо суперпрофессиональных войск. Например, у сарматов есть «Конные лучники в доспехах», у римлян – бронированные когорты, у варваров – смесь высококачественной пехоты, стрелков и различных храмов.

Сасаниды же всего этого лишены, но взамен награждены комбинаторикой. Наличие среднего качества копейщиков и "бронебойных" пехотинцев заставляет соединять друг с другом войска, но при этом они удачно распределяют роли и вывозят практически любое сражение. Дальнобойные лучники и конные стрелки только добавляют тактических возможностей. И вишенкой на торте идут мультизадачные Клибанарии, вокруг которых и комбинируется победоносное войско.

Пускай ваша пехота и стрелки уступают римлянам и варварам, пускай кавалерия лишена мобильности и скорости. Просто пока другие армии изображают из себя кинжалы, мечи и копья, ваша армия – это невероятно тяжелый топор или молот. Вам не нужны сверх-уникальные, быстрые и выносливые войска. У вас есть все, чтобы одним взмахом поймать врага в железную хватку и раздавить его.

-5