Современный театральный мир предлагает зрителю множество форм и вариаций театральных действий. Это и спектакли, поставленные с помощью всем известной «системы Станиславского», для которой характерна «правда жизни», и работы современных режиссеров в ключе постдраматического театра, и всем известные квесты, перформансы, шоу. Все это стало неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Мир в буквальном смысле стал сценой, на которой люди сами вершат свою судьбу.
Это невероятное театральное разнообразие невозможно было бы без двух главных составляющих: актера и зрителя.
Но могут ли две части существовать по отдельности, без контакта? Или же театр не может без зрителя? А если не было бы актера, то не было бы и зрителя? Нашей главной задачей является осмысление этой взаимосвязи. Необходимо понять, в каком соотношении существуют театр и зритель, и что для данного вида искусства важнее: акт творческой деятельности сам по себе или необходимость получить ответную реакцию от зрителя.
534 г. до н.э. можно назвать годом рождения театра. Тогда по указу тирана Писистрата в Афинах состоялся первый театральный спектакль. Только тогда появилось разделение на исполнителя и зрителя, определялось оно участием-неучастием в творческом процессе. Первые древнегреческие комедии Аристофана были способом «вынести на обозрение афинских граждан важнейшие проблемы повседневной жизни греческого полиса».
Средневековье и эпоха Ренессанса подарили нам всемирно известную комедию дель арте, чьей особенностью было отсутствие точного сюжета, у всех актеров были свои амплуа, с помощью которых они импровизировали на месте театрального действия, большое количество бродячих трупп, чье искусство держалось на религиозных пластах. В то время главной задачей было развлечение зрителя. По большому счету зевакам-прохожим было безразлично моральное содержание, они хотели получить удовольствие, поэтому за плохую актерскую игру могли даже сильно избить.
Время Возрождения ознаменовалось появлением в драматургии, пожалуй, самого известного драматурга всех времен и народов Уильяма Шекспира. О монологе его главного персонажа Жака из комедии «Как Вам угодно» знают абсолютно все, он начинается со следующих слов: «Весь мир — театр. / в нём женщины, мужчины — все актеры». Именно он является главным маркером, по которому можно понять философию гения. Шекспир говорит о мире людей как ррасширенной версии театрального пространства. Многие произведения автора отождествлялись со сном. Ведь сон – это столкновение двух миров, когда бессознательное выходит на первый план, в нем возможно все, что угодно. Благодаря такой трактовке в первые в театре появляется так называемая «театральная условность».
Начиная с XVIII века в мире театра начинает появляться то, что в ХХ веке будет темой для больших споров – «Четвертая стена». Этот термин ввел французский просветитель Дени Дидро. В известном сочинении «Парадокс об актере» он говорит о том, что исполнитель ролей должен быть прекрасным подражателем, он не должен играть «нутром». Лишь поняв, что такое человек и как он устроен, возможен настоящий театр. Эта мысль определит развитие театра на два столетия вперед. Четвертая воображаемая стена – вот, что должно быть между актером и зрителем. Постановки обязаны быть поставлены таким образом, чтобы у наблюдателей возникло ощущение, будто они подглядывают за чьей-то жизнью через маленькую щель. «Картинный», списанный с самой жизни реализм по мнению Дидро – основа театрального действия.
Вначале ХХ века театр стремился к реализму актерской игры, где существовало строгое разделение на актеров и зрителей. Но мир развивается очень быстро и уже в середине этого века с громким заявлением в театральный мир врывается немецкий театральный теоретик Бертольт Брехт со своей работой под названием «Эпический театр». Главной мыслью этой теории была критика системы Станиславского и реализма именно в отношении актер-зритель. Брехт считал, что чем больше актер «вживается» в образ, тем меньше остается и ему, и публике места для интерпретации героев пьесы и самого замысла автора. Он считал, что «четвертая стена» должна быть разрушена: у актера должно быть определенное отношение к своему герою, автор должен сам «присутствовать» в пьесе, а зритель иметь поле для интерпретации увиденного.
Российский режиссер Игорь Яцко, ученик Анатолия Васильева, говорит о том, что зритель составляет половину успеха спектакля, но при этом сам спектакль важен как акт творческого действия, и с этой позиции, теоретически, зритель не представляет для спектакля никакой ценности, но именно от него зависит успех театрального действия.
Как мы видим, отношения актера и публики менялись и эволюционировали так же, как и сам театр. Стоит отметить, что зрители редко были пассивными в любой период театральной истории, а история принятия пьес публикой иллюстрирует «горизонт ожиданий» аудитории. «Условности театра принимаются зрителями для того, чтобы они могли создать значение из увиденного».
Таким образом, можно сказать, что театр состоит и из актера, и из зрителя, которые в одно и то же время похожи в своих качествах и функциях, и различны в них же.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ