Из вечерней сводки Совинформбюро от 5 июля 1941-го года:
«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».
Это был не первый таран по наземной цели, и в истории авиации, и в истории Великой Отечественной, – даже при том, что он был совершён 26 июня 1941 года, на пятый день войны. Но именно подвиг капитана Гастелло и его экипаж, стал так ярко и широко известен.
Николай Гастелло родился в Москве в 1907 году, учился 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А.С. Пушкина. В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай пошёл слесарем на Паровозостроительный завод. В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву.
В мае 1932 года по специальному набору был призван в Красную Армию и отправлен на учёбу в Луганск, в 11-ю военную авиационную школу пилотов имени Пролетариата Донбасса (май 1932 – декабрь 1933). Впервые поднялся в небо на самолёте У-2, затем летал на боевых самолётах – Р-1 и И-5.
С 1933 года служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933–1938). Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н.Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.
В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи.
В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939–1940 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н.Ф. Гастелло было присвоено звание капитана.
Начало Великой Отечественной войны он встретил командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (24 мая 1941 – 23 июня 1941), затем командовал 2-й эскадрильей этой же части (24–26 июня 1941).
24 июня 1941 года огнём крупнокалиберного пулемёта со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил многоцелевой самолёт люфтваффе типа «Юнкерс-88».
26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н.Ф. Гастелло на самолёте ДБ-3Ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно – Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков...
Экипаж:
Штурман – лейтенант А.А. Бурденюк
Лётчик-наблюдатель – лейтенант Г.Н. Скоробогатый
Стрелок-радист – старший сержант А.А. Калинин
Командир – капитан Н.Ф. Гастелло
P.S. Брат Николая Гастелло Виктор 28 сентября 1942 года погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области. Ему было девятнадцать.