Короткий ответ: «Потому что это не «чисто деловая» коммуникация».
Если у вас есть друг - риэлтор, то к кому вы пойдете в первую очередь, если надо решить жилищный вопрос?
А теперь загадка: «А обрадуется вам родственник или друг-агент такому клиенту?»
«Что за вопрос? Конечно! Я же не буду «выносить» ему мозг. Да я - лучший клиент для него!»
Ответ, увы, неправильный. И дело не в вас или вашем друге/родственнике - риэлторе.
Дело в смешении того, чего лучше не смешивать
Раньше с родственниками и друзьями я пробовал работать в двух форматах:
– либо просто совет в начале и потом рекомендация, к кому можно обратиться. Бесплатно.
– либо беру как простого клиента и четко проговариваю все условия работы. За деньги.
И всегда - в обоих случаях - в итоге виноват риэлтор
Как обычно, если дело выгорело, то я ни причем. Так с боку, с припеку стоял.
А вот если что-то пойдет не так - то я объявляюсь врагом номер один без права на апелляцию.
Причем не важно что случилось - виноват буду я.
Никогда не забуду, когда сделка по покупке квартиры по очень выгодной цене (не будем говорить, кто поучаствовал в торге) сорвалась, потому что один из собственников … погиб.
Мой друг тут же объявил меня виновным в то, что он не смог купить квартиру - «надо было бы раньше выходить на сделку».
Объяснение, что мы и так вышли как можно раньше, и даже если бы несчастный случай случился во время государственной регистрации перехода права собственности, то могли бы быть еще бóльшие проблемы - его не убедило.
Разгадка этого феномена достаточно проста:
Когда смешивается деловое и социальное общение - быть беде.
Деловое общение - всегда общение о чем-то - товаре, услуге, финансах, сотрудничестве.
Это презентация или самопрезентация. Это переговоры, уступки и так далее. В этой истории всегда есть четкое разделение на роли: покупатель или продавец.
Социальное общение - куда более запутанное. Тут и общение «просто так» и дружеские посиделки, small talk, откровенные разговоры и так далее. Но и в социальном общении всегдашняя есть место деловому.
Мы все продаем и покупаем всю жизнь. В этом нет ничего такого. Но в социальном общении роли продавца и покупателя далеко не так ярко выражены, как в деловом.
Именно поэтому работать с родственниками и друзьями так тяжело.
Груз простой ответственности как исполнителя накладывается на прочность социальных и родственных связей. И работать под таким прессом, делая работу и старясь не обидеть/задеть чувства и спорить одичания дорогого человека не у каждого получится.
У меня лично не получается.
Но даже мое ткущее решение - отправлять всех родственников к проверенным агентам без консультаций - не панацея.
Теперь они обижаются, что я не хочу с ними работать.
Так что лично у меня нет пока универсального решения по работе с друзьями и родственниками.
И поэтому я (как и многие другие агенты) не работаю с близким мне людьми.
Четкое разделение между социальными и деловым общением- залог здоровых отношений.
P.S. Если у вас есть способ, как соотнести дружбу/родство и деловые отношения - пишите в комментариях.
[В телеграмм-канале «Риэлтор не нужен!» статьи о недвижимости, работе риэлторов и тенденциях рынка недвижимости появляются быстрее. Плюс – мы обсуждаем то, чего нельзя обсуждать здесь]
#квартира #недвижимость #покупка квартиры #продажа квартиры #купить квартиру #продать квартиру #риэлтор #родственники #родственные связи #друзья