Социальный проект: Логопедический кабинет «Речевичек»
Проект создан учителем-логопедом Соколенко Еленой Николаевной и опубликован на сайте:
Паспорт проекта
Название проекта
Логопедический кабинет «Речевичек»
Разработчик проекта
Директор и учитель-логопед
Адресная направленность
Руководители учебного заведения, городская власть и управления образования
Актуальность
Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу. Большое число таких детей нуждаются в осуществлении неотложных организационных мер по оказанию квалифицированной коррекционно-развивающей помощи.
Цель проекта
Расширение образовательной среды для занятий с детьми, имеющими нарушения в устной и письменной речи
Задачи проекта
- изучить литературу по данной теме;
-разработать программу применения традиционных и нетрадиционных методов коррекции речи у детей;
- оснастить кабинет современным оборудованием, диагностическим и коррекционным материалами;
- организовать сотрудничество с родителями, педагогами, медицинским работником для активного участия в проведении коррекционной работы в коррекции и развитии речи у детей.
Территория охвата проекта
МБОУ средняя школа
Целевая группа проекта
Учащиеся начальной школы и учащиеся с ОВЗ посещающие логопедический кабинет
Сроки реализации проекта
Июнь 2022 – август 2023 гг.
Этапы реализации проекта
Организационный – изучение специальной литературы, разработка программы, выбор помещения.
Практический – получение необходимых ресурсов, проведение плановых мероприятий.
Аналитический – подведение итогов, отчетность.
Показатели реализации проекта
- привлечение внимания городской власти, руководства гимназии к созданию логопедического кабинета;
- привлечение финансового инвестирования.
Ожидаемые результаты
Создание кабинета, который отвечает соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению логопедического кабинета. Обеспечивает оптимальными коррекционными, развивающими, безопасными условиями образовательной среды, способствующими успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.
Продукт проекта
Логопедический кабинет «Речевичек»
Нормативно-правовое сопровождение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1598 от 19.12.2014 г.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
5. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когиго-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ)
6. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
7. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательных программ начального общего, основного общего и среднего образования» (зарегистрировано в Минюст РФ 20.04.2021 №63180)
8. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013г. №1082 г.Москва «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
10. Письмо Центрального Совета Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 2 октября 2020 г. №510 «О порядке регулирования рабочего времени учителей-логопедов»
11. Письмо Минпросвещения РФ от 24.11.2020 г. № ДГ-2210/07 «Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей», утв. Минпросвещения России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ
Объем и источник финансирования
- Городской бюджет.
- Спонсорская помощь.
Обеспечение реализации проекта (материально-технические, кадровые ресурсы и пр.)
Пространство кабинета логопеда является важной частью коррекционно-развивающей предметной среды образовательного учреждения, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития, отвечать критериям функционального комфорта.
Эффективность проекта (продвижение проекта)
Данный проект, в связи с актуальностью темы, в дальнейшем мог бы применяться в общеобразовательных школах.
Основная часть
Научное обоснование проблемы, решаемой в ходе проекта (актуальность, глубина, перспектива).
Проект направлен на создание современной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, которая содействовала бы эффективной коррекционной работы по исправлению речи у детей как одного из критериев качества образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением.
В логопедическом кабинете, который предполагается оснастить в ходе реализации проекта и на базе, которого будет осуществляться проект. Оформление и оснащение кабинета направлено на эффективную коррекционно-развивающую работу с детьми.
Проект предполагает:
- подготовку к индивидуальным коррекционно-развивающим занятиям;
- использование логопедических модулей;
- подготовка пространства для организации коррекционно-развивающей работы;
- внеурочную деятельность;
- создание авторской программы (использование традиционных и нетрадиционных методов коррекции для успешного преодоления).
Проект направлен на создание комфортных условий в кабинете для эффективной работы с детьми, имеющими речевые и неречевые нарушения. Данный проект поможет учителю грамотно использовать пространство кабинета, с помощью центрирования рабочего пространства по направлению коррекционной работы и создания модулей.
Актуальность: дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать школьную программу. Большое число таких детей нуждаются в осуществлении неотложных организационных мер по оказанию квалифицированной коррекционно-развивающей помощи.
На сегодняшний день, к сожалению, возможности образовательных учреждений чаще всего не могут в полной мере удовлетворить идеальные требования к рабочему месту логопеда в системе коррекционно-развивающей службы образования. При организации кабинета логопеда учитывались реальные условия образовательного учреждения, а именно:
- тип и вид образовательного учреждения, его потребности (запросы);
- кадровые ресурсы;
- особенности реализуемой психолого-педагогической концепции;
- материально-технические возможности;
- особенности выделенного помещения.
Цель: расширение образовательной среды для занятий с детьми, имеющими нарушения в устной и письменной речи.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- разработать программу применения традиционных и нетрадиционных методов коррекции речи у детей;
- оснастить кабинет современным оборудование диагностическим и коррекционным материалами;
- организовать сотрудничество с родителями, педагогами, медицинским работником для активного участия в проведении коррекционной работы в коррекции и развитии речи у детей.
Мероприятия проекта
Консультирование и проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием традиционных и нетрадиционных методов коррекции.
Календарный план реализации проекта
№
Этапы
Сроки
Исполнитель
Источник финансирования
1
Организационный
Июнь – сентябрь 2022г.
Директор, администрация, управление образования
Городской бюджет, спонсорская помощь
2
Практический
Октябрь2022г. – май 2023г.
Директор, учитель-логопед
Городской бюджет, спонсорская помощь
3
Аналитический
Август 2023г.
Директор, управление образования, учитель-логопед
Спонсорская помощь
Бюджет проекта
Источник финансирования
Всего
Период реализации
2022
2023
Городской бюджет
363 240
Спонсорская помощь
36 790
Итого
400 030
Финансово-экономическое обоснование
№
Наименование статьи
Количество штук
Общая сумма расходов в руб.
Средства спонсорской помощи
Городской бюджет
1
Альбомы для постановки и автоматизации звуков
15
4 240
4 240
2
Логопедические альбомы для обследования (звукопроизношения, способности к чтению и письму, фонетико-фонематической стороны речи, нарушения звукопроизношения)
4
1 600
1 600
3
Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы по звукопроизношению
1
3 000
3 000
4
Стол логопедический для индивидуальных занятий «Люкс»
1
7 500
2 500
5 000
5
Светильник для подсветки логопедического зеркала
1
800
800
6
Комплект логопедических зондов для профессионального использования (7 штук)
1
3 200
3 200
7
Методика профилактики и коррекции четырех видов дисграфии «Море Словесности»
1
60 200
5 200
55 000
8
Кварцевый стерилизатор логопедического инструмента
1
3 900
900
3 000
9
Мячик для развития тактильных ощущений
6
1000
1000
10
Массажер для логопедического массажа Су-Джок
6
240
240
11
Шнуровки для развития мелкой моторики
3
750
750
12
Чемодан логопеда «Речевое дыхание»
1
9 750
3 750
6 000
13
Оборудование фономодуля (магнитофон)
1
2 500
2 500
14
Диагностический комплект Семаго М.М.
1
20 000
20 000
15
Планшеты с артикуляционными укладами
3
1 350
1 350
16
Учебные пособия и методическая литература
25
30 000
30 000
17
«Умное зеркало»
1
100 000
5 000
95 000
18
ИКТ
1
150 000
5 000
145 000
ИТОГО
400 030
36 790
363 240
Результат проекта
В результате был создан кабинет, который отвечает соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению логопедического кабинета. Обеспечивает оптимальными коррекционными, развивающими, безопасными условиями образовательной среды, способствующими успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.
Продвижение проекта
Регулярно за счет средств учреждения и спонсорской помощи будет приобретаться дополнительное оборудование, методическая литература.
Данный проект, в связи с актуальностью темы, в дальнейшем мог бы применяться в общеобразовательных школах.
Заключение
Благодаря проекту, педагоги получат возможность адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять в своей практической деятельности. Реализация данного проекта будет способствовать расширению и востребованности логопедических кабинетов в общеобразовательных школах.
Список литературы
- Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.:2006.
- Васильева И.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий /И.Н.Васильева// Вопросы психологии.-2002-№3.
- Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок на письме. Практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов./М.Л. Лукашенко, Н.Г.Свободина; рис.В.Романова. – М.: Эксмо, 2004 – с.126.
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации// Вестник образования. – 2000.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006 – с.128.
- Свободина Н.Г. «Фантазии на заданную тему».// Журнал «Здоровье детей», №8 -2011.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М., Когиго-Центр, 1996.