Найти в Дзене
Про развитие

Коучинг. Модель GROW

О модели GROW в коучинге писать и сложно и просто. Просто, потому что это одна из базовых и простейших моделей, которая есть в арсенале практического любого коуча. Сложно, потому что на самом деле, каждая из ее частей требует своей специальной модели для проработки.

Согласно литературе, модель GROW первоначально была разработана Грэмом Александром, однако ее популяризировал сэр Джон Уитмор (Sir John Whitmore). Это относительно простая четырех ступенчатая модель коучинга, и, вероятно, она наиболее часто используется в коучинге.

Goal (Цель)
Reality (Реальность)
Options (Опции)
Will (Воля, решимость)

Рассмотрим каждый из компонентов модели в отдельности.

Goal
На этом этапе речь идет об определении и прояснении своих цели не только на сеанс, но и на весь путь коучинга. Whitmore подчеркивает важность прояснения цели мечты, конечной цели, целей производительности и целей процесса. Он также подчеркивает важность владения этими целями как ключевого элемента мотивации. По его словам, недостаточно иметь SMART (конкретные, измеримые, согласованные, реалистичные, временные) цели, они также должны быть PURE (положительно сформулированными, понятными, актуальными, этичными) и CLEAR (сложными, легальными, экологически обоснованными, подходящими).

Для работы над этим этапом могут быть полезны следующие вопросы:

  • Чего ты хочешь?
  • Какой результат будет для тебя наилучшим?
  • Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шёл?
  • По каким критериям будешь оценивать успешность достижения результата?
  • Что важно для тебя в достижении этой цели?
  • Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
  • Что произойдет, когда ты достигнешь результата?
  • Что скажут тебе окружающие люди?
  • Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

Reality
Эта фаза исследования текущей реальности и формирования более объективного представление о ней.

Whitmore подчеркивает важность использования вопросов «что», «когда», «где», «кто» и «сколько» на этом этапе, поскольку эти вопросы помогают находить факты, а вопросы «почему» и «как» лишь порождают субъективные оценки.

Whitmore предполагает, что, как только текущая реальность станет ясной, к цели можно будет вернуться, если это необходимо, ее можно будет отрегулировать, уточнить или даже изменить, если описание текущей реальности окажется отличным от первоначального представления о ней.

Для работы над этим этапом могут быть полезны следующие вопросы:

  • Что сейчас происходит?
  • Что тебя больше всего волнует?
  • По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком балле ты находишься сейчас?
  • А на каком балле ты хотел бы находиться?
  • Что ты чувствуешь при этом?
  • Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
  • Кто еще вовлечен в ситуацию?
  • Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
  • Какие ресурсы есть?
  • Какие факторы повлияли на твое решение?

Options
Этот этап является творческим, от человека предполагается задействовать его творческие способности, его креативность, чтобы сгенерировать максимальное число вариантов достижения цели, пока еще без учета возможности осуществимости. Часто негативные предположения, оценка и критика ограничивают наше мышление, например фраза "это невозможно сделать" может уничтожить множество ценных идей.

В таком случае часто помогают вопросы из серии «А что, если…», например "А Что, если бы это было возможно?".

Для работы над этим этапом могут быть полезны следующие вопросы:

  • Что можно сделать для изменения ситуации?
  • Какие есть варианты?
  • А какие есть альтернативы?
  • А еще? А еще? А еще?
  • А если бы что-то еще могло быть как вариант, что бы это было?
  • А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал?
  • Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса?
  • Где бы ты мог найти информацию?
  • А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
  • Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?

Will
На этом этапе обсуждение превращается в решение. Согласно Whitmore, «Решимость» состоит из двух стадий:

1) Установка ответственности: определение конкретных действий, временных рамок и критериев достижимости цели

2) Обратная связь; обзор и рефлексия о том, как все прошло, и о ключевых выводах из результатов.

Для работы над этим этапом могут быть полезны следующие вопросы:

  • Что ты будешь делать?
  • Как ты это будешь делать?
  • Каким будет твой первый шаг?
  • Когда ты это сделаешь?
  • Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какая поддержка тебе нужна?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?

На стадии Will по сути уже происходит формирование конкретного плана действий по достижению цели. Will переводится как воля, желание, твердое намерение, а также энергия, энтузиазм и отношение. В какой-то мере речь идет о твердой решимости сделать что-либо, поэтому важно избегать фраз долженствования "Я должен...", а сконцентрироваться на больше на эмоциональном аспекте "Я хочу...", "Мне интересно...".

Модель GROW претерпела со времени своего появления дальнейшие усовершенствования. Рассмотрим некоторые наиболее популярные варианты.

Модель коучинга T-GROW — это разновидность модели GROW, адаптированная Майлсом Дауни и описанная в его книге «Эффективный коучинг».

T-GROW

T означает Topic (Тема), другими словами, это широкая область, которую хочет затронуть человек, проходящий коучинг. Имеет смысл в начале беседы понять и прояснить тему и ее масштаб, понять общую картину с точки зрения того, почему это важно, возможно, с точки зрения долгосрочного видения. На этом этапе можно обнаружить проблемы, которые отличаются от тех, с которыми человек начал коучинг, и фокус беседы может быть перераспределен.

Наличие этой стадии Темы перед стадией Цели и отдельно от нее помогает отличить общую картину от конкретных целей, которые могут возникнуть на ее основе. Это также помогает сформировать прочную основу и гарантировать, что цели не будут установлены преждевременно, прежде чем прояснится общая картина. Например, постановка целей до того, как будет проверена мотивация, стоящая за ними, может привести к неуместным целям, которым подопечный может не следовать.

Иногда Topic заменяют Issue (Проблема, спорный вопрос) и тогда модель называется I- GROW.

RE-GROW

-2

Энтони Грант (2011) модифицировал модель Whitmore, чтобы выделить повторяющийся процесс обзора и оценки прошлых коуч-сессий и внесения соответствующих корректировок. В модели RE (Review, Evaluate) GROW цели обучения постоянно переопределяются и корректируются, поскольку действия между сессиями могут привести к изменению целей.

На мой взгляд это одно из существенных обновлений модели, она уже по сути становится просто не одноразовым инструментом для достижения конкретных целей, а скорее практикой обучения в действии (Action Learning).

#коучинг #личностный рост #изменения #grow #tgrow #igrow #regrow #достижение результатов