Найти в Дзене
Уроки логопеда

Логопедические занятия для детей

Оглавление

Занятия с логопедом способствуют быстрому освоению правильной речи. Они включают гимнастику для развития речи, пальчиковые игры, стихи, подражание звукам. Давайте детально разберем, какие логопедические занятия лучше всего подойдут для детей и какие упражнения на каждый день способствуют развитию слуха, артикуляции и мелкой моторики.

Виды упражнений для развития речи.

Для развития речи полезно:

  • Выполнять специальную гимнастику для мышц лица, которая называется артикуляционной.
  • В качестве примера можно привести игру с использованием пальчиковых игр.
  • Проводить игры, в которых малыш будет подрастать подражая звукам.
  • Учить стихи и пополнять словарный запас другим способом.

Для выбора наилучшей схемы логопедического занятия, которая подойдет вашему ребенку, стоит обратиться к грамотному специалисту.

В ходе диагностики он определит особенности развития малыша, а также учтет его интересы. Благодаря тому что дети раннего возраста любят играть в игры, им подойдет игровой формат занятий с логопедом.

Индивидуальные занятия с логопедом могут быть как индивидуальными, так же и в группах из нескольких деток. Различные группы для занятий формируются в зависимости от возраста детей. Например, 2–3 года и 4–5 лет. Индивидуально логопед может заниматься со своим неговорящим ребёнком в детском саду или в домашних условиях.

При небольших нарушениях специалист вовлекает в процесс родителей – показывает и рассказывает, как можно заниматься с малышом каждый день дома. Для эффективных самостоятельных тренировок заводится домашняя тетрадь, в которой отмечаются упражнения, длительность занятия и успехи малыша.

Логопеды подтверждают, что участие родителей в формировании речи сильно влияет на конечный результат занятий. Когда родители активно участвуют во всех делах ребенка – это помогает ему быстрее научиться правильно говорить. Нужно только помнить, что это очень длительный процесс и терпение обязательно будет вознаграждено хорошими результатами.

Как построить занятие?

Необходимо выполнять упражнения ежедневно. Однако это не должно быть слишком большим занятием для того, чтобы не утомить малыша.

В возрасте до 4-5 лет достаточно уделять коррекции речи 15-20 минут в день, разделяя это время на несколько небольших занятий.

Артикуляционная гимнастика

Такие упражнения направлены на укрепление мышц лица и рта. Они оказывают огромное влияние на правильное развитие звукопроизношения и включает в себя достаточно большой список упражнений. Все они подразделяются на статические (ребенок должен зафиксировать нужное положение) и динамичные (малышу необходимо двигать языком и губами).

Для лучшего выполнения гимнастики рекомендуется делать ее перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своих губ и языка. Так он быстро поймет, как правильно нужно их располагать, и упражнения будут эффективнее. Также можете дополнить артикуляционную гимнастику дыхательными упражнениями.

Предлагаем попробовать такие упражнения.

  • Растяните губы в улыбке, оставив рот закрытым. Затем улыбнитесь, открыв зубы. Откройте рот, высуньте язык и сверните его в «трубочку». Положите расслабленный язык на нижнюю губу.
  • Приоткройте рот, положите язык на нижнюю губу и начните проговаривать слог «пя». Затем, не отрывая язык от губ, медленно проведите его по нижней губе, а потом и по верхней, как будто вы «облизываете варенье».
  • Сделайте языком «часики». Для этого улыбнитесь, немного открыв рот, затем дотроньтесь концом языка правого уголка рта. Двигайте языком к левому уголку и обратно под ритм «тик-так».
  • Представьте, будто чистите языком зубы. Улыбнитесь и слегка откройте рот, после чего прижмите конец языка к внутренней поверхности нижних зубов. Проведите вправо-влево 7-10 раз, а затем повторите для верхних зубов.
  • Имитируйте змейку. Откройте рот, высунув кончик языка и спрятав его назад несколько раз. Не притрагивайтесь к губам и зубам.
  • Сделайте «гармошку». Откройте рот, но язык при этом прижмите к небу. Оттягивайте нижнюю челюсть вниз, стараясь не отрывать язык.

Пальчиковые игры

Такие упражнения дадут максимальный эффект, если выполнять их каждый день, пусть даже по 5 минут. Они хорошо сказываются на развитии мелкой моторики, а она, как доказано учеными, напрямую связана с развитием речи.

Именно поэтому стишки, во время исполнения которых выполняются движения пальчиками, стимулируют воображение, реакцию, мышление, эмоциональное развитие и внимание. В результате малыш запоминает текст, а его речь становится лучше.

Они полезные и веселые, помогают согласовать движения обеих рук, учат повторять за взрослым, положительно сказываются на памяти и усидчивости.

Вот несколько интересных игр.

  • «Птичка». Скрестите ладони, сцепив их большими пальцами, которые будут «головой» птички, а остальные пальцы станут «крыльями». На слова «Птичка полетела» начните двигать свободными пальцами, будто машете крыльями. Сказав «Села, посидела», прижмите ладони к груди, а затем снова помашите под слова «Дальше полетела».
  • «Кошка». Положите ладони пальцами вниз на стол, сжав их в кулаки. Скажите «Кулачок – ладошка, я иду, как кошка» и в это время, стараясь не оторвать руки от стола, выпрямите пальцы.
  • «Цветочки». Соберите пальцы каждой руки вместе подобно бутонам цветов. Проговаривайте строчки стихотворения «Солнце поднимается – бутончик распускается», разводя в это время пальцы в стороны. Далее скажите «Солнце садится – цветок спать ложится» и сделайте из пальцев опять «бутоны».
  • «Печем торт». Проговаривая строчки стиха, имитируем сказанное. Сожмите и разожмите несколько раз пальцы, сказав «Тесто ручками помнем», затем вообразите, будто мнете тесто, и скажите «Вкусный тортик испечем». Выполняя круговые движения ладонями по столу, проговорите «Серединку смажем джемом», потом потрите одну ладонь о другую тоже круговыми движениями и скажите «А верхушку – сладким кремом». Притворитесь, будто посыпаете торт сверху и проговорите «И украсим мы немножко все кокосовою крошкой». Сказав далее «А потом заварим чай – друга в гости приглашай», пожмите одной рукой другую, как при знакомстве.