Найти тему
1,5 ЭМОЦИИ

"Вот раньше были учителя! Не то что сейчас!" Немного о школе в 30-е.

Оглавление

30-е года XX века современные люди представляют по-разному: для кого-то это Булгаковская Москва, в меру элегантная, в меру комично-абсурдная, для ценителей Солженицына - страшное и тревожное время, когда любой мог загреметь на каторгу, для кого-то спокойное мирное довоенное время.

В целом, 30-е года очень сложный этап в становлении нашего государства (а когда были легкие?), когда формировался ни на кого не похожий уклад жизни советского человека. Именно в это время формируется система советского образования, которая в дальнейшем скорее корректировалась, нежели реформировалась.

В 30-е гг. в СССР было введено всеобщее начальное обучение, проведено фактическое слияние начальных ("первой ступени") и средних ("второй ступени") школ, школьная программа по личному указанию И.В. Сталина была пересмотрена по образцу дореволюционных гимназий, были введены персональные звания для учителей.

Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения. Постановление ЦИК и СНК СССР о всеобщем обязательном начальном обучении. 14.8.1930 г.

С этого момента вводилось обязательное 4-х летнее образование для детей обоих полов, проживающих в сельской местности, и обязательное 7-летнее для городских.

Чинеевская школа. 30-е гг. ХХ в. Курганская область
Чинеевская школа. 30-е гг. ХХ в. Курганская область

«Учебников в те времена почти не было. По грамматике была книжка «Тропа к правописанию», по арифметике был какой-то задачник. А по географии, истории, естествознанию старые учебники не годились, а новых ещё не написали. Поэтому учились «со слуха» и по записям в тетрадях. А поскольку та самая «тропа» ещё не привела нас к вершинам правописания, то в тетрадях наших бог знает, что было написано.
Зато все тетради были украшены рисунками! В тетради по географии были самодельные карты, разные звери". Т.Ю. Коробьина «ШКОЛА 1920-х».

А что же с учителями?

Кадров, разумеется, не хватало. Еще в начале 1923 года органы народного образования констатировали низкий уровень политической и педагогической подготовки школьных работников и несоответствие его требованиям, предъявляемым советской властью школе. В мае 1924 г. состоялась I Всероссийская конференция по переподготовке работников социального воспитания, на которую собрались делегаты из 45 губерний.

Выступившая перед делегатами Н. Крупская определила задачи, стоящие перед учительством: разбираться в явлениях экономической, политической жизни и явлениях природы; владеть методом изучения действительности и разбираться в общественных явлениях. На конференции было предложено совершенствовать и использовать различные методы переподготовки: заочное обучение, опорные пункты, районные школы, дома работников просвещения, кружки педагогического объединения. Принимая во внимание рекомендации конференции, итоги работы за предыдущий учебный год по организации и проведению курсовой переподготовки учителей, а также необходимость продвижения новых программ ГУСа в массовую школу, научно-методические советы ОНО приступили к разработке новых программ для вторых (очередных, уже 7- недельных) летних курсов. Их подготовка была поставлена под партийный контроль... Ялозина Л.А. ПОДГОТОВКА КАДРОВ СОВЕТСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В 1920–1930-Х ГОДАХ: ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И ПРОБЛЕМЫ //Наука и школа. 2009.

Именно тогда сформировалось представление об учителе, как специалисте, который не просто учит предмету, но и контролирует посещаемость, организовывает общественную работу. Формировался образ учителя не как узкого специалиста в своей области, а думающего, рассуждающего, всестороннее образованного.

Группа студентов педагогического училища с преподавателем Чегасовым. Горьковский край, г. Муром. 1930-е. Источник: Russianphoto.ru
Группа студентов педагогического училища с преподавателем Чегасовым. Горьковский край, г. Муром. 1930-е. Источник: Russianphoto.ru

К 30-м годам проблема кадров так решена и не была, о чем свидетельствует вышеупомянутое постановление. Будущих учителей старались всячески поощрять:

Учитывая важность и сложность новых задач, возлагаемых на учительство, поручить правительствам союзных республик значительно улучшить материальное положение учителей трудовой школы.
Обеспечить с 1930-1931 гг. снабжение учителей сельской трудовой школы продовольствием и промышленными товарами по нормам, установленным для промышленных рабочих.
Постановление ЦИК и СНК СССР о всеобщем обязательном начальном обучении. 14.8.1930 г.

Как работалось?

20-е годы были характерны поисками новых путей в работе школы. Комплексная система, метод проектов, обучение грамоте без звукового анализа слов – все эти эксперименты знакомы молодым учителям из курса истории педагогики. Наше поколение было не только свидетелем этого, но и главным действующим лицом.
Были среди учителей искренне увлекающиеся всем новым, были скептики. А большинство учителей старалось извлечь из новых методов рациональное зерно, руководствуясь здравым смыслом и педагогическим чутьём.
Многое было отвергнуто, как, например, обучение грамоте целыми словами. Этот метод приучал детей к механическому чтению, насаждал безграмотность. Несостоятельность этого метода подтверждалась на каждом уроке.
Записи из дневника сельского педагога Антонины Коптевой.//Белгородская правда.

Читая такие воспоминания, складывается впечатление, что в школе работали не просто образованные, интересующиеся специалисты, но и большие энтузиасты своего дела. Но, есть одно но. Сама Антонина Коптева начала преподавать аж в 1917 году, а, значит, сама свое образование получала еще в дореволюционной гимназии.

Антонина Коптева – в центре. Фото из Госархива новейшей истории Белгородской области. Источник: Белгородская правда
Антонина Коптева – в центре. Фото из Госархива новейшей истории Белгородской области. Источник: Белгородская правда

Откуда растут ноги у курсов повышения квалификации?

В общей массе получалось несколько иначе. Большое количество наспех подготовленных учителей выпускали таких же, не сильно грамотных, учеников.

«Если взять ученические тетради, вы увидите, какое значительное количество ошибок пропускается учителями. Есть случаи, когда при исправлении ошибок учителя сами делают ошибки. Мы имеем бесконечное количество безграмотных надписей. Например, недавно прошел конкурс школьных газет... все без исключения газеты, представленные на конкурс, имели грамматические ошибки». Бубнов, А.С. Статьи и речи о народном образовании / Сост. проф. Г.С. Прозоров. — М., 1959.

В августе 1933 г. Наркомпрос принял постановление о создании постоянно действующей системы повышения квалификации учительских кадров. Были установлены конкретные сроки получения педагога ми полноценного образования, определено количество лиц, обязанных в тот или иной период сдать экстерном экзамены по программе вуза или техникума.

Что мы видим? Уже в 1930-е желаемый образ учителя расходился с суровой реальностью. Большая часть учителей "лепилась" за 3-4 месяца на курсах после выпуска из 7-летки. Однако, именно это помогло в быстрые сроки обеспечить возможность получения образования в-принципе.
При этом, кстати, регулярно возникали проблемы со своевременной оплатой учителям, зарплаты не платили по несколько месяцев. Как одна из мер поддержки, в 1940-м году вводится плата за обучение в 8-10 классах. Но, это уже другая история.

Друзья! Если вы дочитали мою статью до конца, ПОЖАЛУЙСТА, оставьте внизу любой комментарий, хотя бы смайлик. Дело в том, что Дзен очень неохотно продвигает статьи без читательской активности, а подобные статьи требуют длительной подготовки, и очень обидно писать их "в стол". Заранее благодарю!

Для тех, кто не боится объемных текстов и интересно продолжение:
Школа в послевоенные 1945-1949 годы.

СССР
2461 интересуется