ВЕЛИКОСВЕТСКИЕ КРАСАВИЦЫ ПЕТЕРБУРГА XIX ВЕКА.
ТРИ СУДЬБЫ СЕСТЕР БАРЯТИНСКИХ.
Как-то ОНА приехала на праздненства по случаю дня рождения императора Николая I с совершенно свежими цветами в волосах, не смотря на то, что жила аж в 9 верстах от дворца, а на дворе стояла летняя жара. Большинство цветов было еще в бутонах, и в тепле, во время танца, они распустились.
"Мария Ивановна Барятинская была блондинка с черными бровями, если она распускала волосы, они покрывали ей колени, косу же она обвивала три раза вокруг головы и скрепляла ее золотой шпилькой. Взгляд княжны Марии, если она кому-нибудь симпатизировала, был полон тепла, которое не встречалось ни у кого, кроме императрицы Марии Александровны (жены Императора Александра II)".
Сестра Марии Ивановны - Леонилла Ивановна Барятинская была также очень привлекательна, но "ее красота была земная, в то время как Мария походила на ангела".
Справедливости ради следует сказать, что у сестер Леониллы и Марии имелась и старшая сестра Ольга Ивановна Барятинская (1814—1876), но о ее красоте и светских любовных победах историки умалчивают, считая, что ее уделом было удачно выйти замуж в 1832 г. за красавца-графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова (1809-1882) - тайного советника и писателя, библиофила, родственника тех самых Орловых, а также нарожать кучную кучу (8) детей, которые стали продолжателями рода, известными людьми или вступили в удачные браки. Вообще говоря, она тоже красива, недаром ее портрет писал Карл Брюллов, хотя говорят, что Владимир Давыдов был другом Брюллова. Про Ольгу Ивановну и ее мужа и потомков нужно писать отдельно.
Княжна Мария Ивановна Барятинская известна не какими-то выдающимися заслугами или любовными историями, а всего лишь ослепительной красотой на фоне совсем коротенькой жизни и верной и чистой юношеской дружбой с дочерью императора Николая I - великой княжной Ольгой Николаевной, будущей королевой Вюртембергской (женой короля Карла I).
А юная княжна Леонилла Ивановна Барятинская тоже своей красотой украшала светские мероприятия, так весной 1834 года, в память Александра I, она присутствовала в качестве фрейлины императрицы на открытии колонны на Дворцовой площади. И многие юноши тогда падали ниц от ее красоты. Кроме того, Лионилла в зрелом возрасте вместе с подругой императрицей Августой боролась с идеями Бисмарка.
Леонилла Ивановна была старше Марии и родилась 27 апреля 1816 года в Москве. А Мария Ивановна родилась 5 декабря 1818 года. Семья была большая, помимо Леониллы и Марии в семье было еще пять братьев и сестра Ольга.
Их отец князь Иван Иванович Барятинский служил в Екатеринославском гусарском полку, был адьютантом князя Потемкина, а позже русским послом в Лондоне и Мюнхене. В 1812 году он вышел в отставку и уехал в свое имение в селе Ивановском под Курском, где захотел усовершенствовать сельское хозяйство, применив европейский опыт. Здесь он построил усадьбу Марьино, где прошли детские и отроческие годы Леониллы и Марии вместе с другими сестрами и братьями.
Их мать - тоже красавица княгиня Мария Фёдоровна Барятинская, урожденная Келлер (1793-1858), предпочитала Петербург, и как только Леонилле исполнилось 16 лет, а Марие около 15, отвезла девочек в Петербург, и старшая Леонилла была представлена ко двору. Когда княжну Леониллу пристроили во фрейлины, княгиню Марию Федоровну (мать девушек) среди избранных немногих гостей приглашали по вечерам в зеленый кабинет императрицы Александры Федоровны на различные литературные чтения. Часто княгиня Барятинская бывала там со своей младшей дочерью Марией. Застенчивость и скромность княжны Марии Ивановны Барятинской показались дочери императрицы великой княжне Ольге Николаевне родственными, девушки были примерно одного возраста и роста, и вскоре они подружились. Великая княжна Ольга Николаевна вспоминала: "Мария Барятинская была серьезной и глубоко верующей. Дружба между нами была такой, о какой я всегда мечтала: она облагораживала наши натуры. Мы обе были полны идеалов соответственно нашему возрасту и при всей нашей сдержанности очень мечтательны. Мы особенно ревниво оберегали наши желания, мысли и идеи от постороннего взгляда."
Вскоре княжну Марию Барятинскую стали приглашать не только в литературный салон императрицы, но и на всякие великосветские балы и даже на празднования семейных праздников императорской семьи. В некоторых источниках написано, что она была фрейлиной, но это вряд ли правда, вероятнее всего у нее было фрейлинское звание, но обязанностей фрейлины она не исполняла, иначе это помешало бы их дружбе с Ольгой Николаевной.
Красавиц сестер Барятинских замечали многие светские львы и завидные женихи. Так писатель Владимир Соллогуб вспоминал, что ему нравилась Мария Ивановна Барятинская, но жениться пришлось совсем на другой, хотя и та ему тоже нравилась:"Две девушки в то время занимали мое воображение: княжна Мария Ивановна Барятинская и графиня Софья Михайловна Виельгорская; княжна Барятинская вышла замуж за князя Михаила Кочубея, я женился на графине Виельгорской."
Мария Ивановна Барятинская вела дневник, и 22 декабря 1836 года, когда девушке было 18 лет, на бал к ее маме Марие Федоровне Барятинской-Келлер заехали поэт Александр Сергеевич Пушкин и философ А. И. Тургенев. Молодая княжна оставила о Пушкине небольшие воспоминания, но ее дневник неопубликован. Кажется это тот самый случай, когда пуговица от одежды Пушкина осталась у девушки в руках.
Средняя сестра княжна Леонилла Барятинская провела фрейлиной при дворе всего год - среди «светской жизни» и «эфемерных развлечений», поскольку в 17 лет вышла замуж за немецкого князя флигель-адъютанта Людвига (Льва Петровича) Сайн-Витгенштейна, старшего сына фельдмаршала Петра Христофоровича Витгенштейна, прославившегося в Отечественную войну 1812 года.
В 1824 Лев Петрович был ротмистром Кавалергардского полка. Его блестящая карьера завершилась, когда в 1826 году было выявлено его участие в Союзе Благоденствия и Южном обществе. Он добился прощения через вмешательство своего влиятельного отца. Муж был баснословно богат, благодаря завещанию первой своей жены Стефании Доминиковны Радзивилл (см от 4 мая 2022), которая умерла в 1832. Выйдя замуж за адъютанта царя, княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн блистала уже в качестве замужней дамы при дворе Николая I. Однако это не спасло её супруга от монаршей немилости. Царь помнил, что Лев Петрович был замешан в заговоре декабристов. Молодой чете пришлось покинуть северную столицу и переехать сначала в усадьбу мужа Верки под Вильно, затем в замок Сайн на берегу Рейна около Кобленца, затем в Париж и Рим, потому что эти города любила Леонилла, принявшая католичество. В Париже она содержала известный салон. Во время революции 1848 г. она перебралась в Берлин. Там она вместе со своей подругой императрицей Августой пыталась бороться с канцлером Германии Бисмарком, чтобы предотвратить франко-прусскую войну.
В 1856 году семья Сайн-Витгенштейнов приезжала в Россию и участвовала в торжествах по случаю коронации императора Александра II в Москве.
Младшая сестра Мария Ивановна Барятинская в 1841 году вышла замуж за князя Михаила Викторовича Кочубея, было ей 23 года, а жених старше ее всего на 2 года.
Муж ее князь Михаил Викторович Кочубей (1816-1874) окончил Пажеский корпус и был военным. Молодые были счастливы, ибо брак свершился по любви. Они много путешествовали, наверняка строили планы на будущее, но увы, для Марии будущего не существовало... Брак их был недолгим, через восемнадцать месяцев Мария скончалась в считанные часы от зловещей лихорадки. Это произошло в 1843 году, а Марие Кочубей-Барятинской едва исполнилось 25 лет. В память о ней её мать, княгиня М.Ф.Барятинская, открыла Мариинский приют для бедных женщин. Великая княжна Ольга Николаевна вспоминает: " Как коротка была эта дружба! Но след ее остается неизгладимым в моей душе...В Марии я нашла отголосок меня самой, и эта четырехлетняя дружба была прекрасна."
А была ли жизнь после Марии Ивановны Барятинской? ... В 1843 году вдовец Михаил Викторович Кочубей оставил военную службу. В 1852 году он стал гоф-маршалом двора и вице-президентом придворной конторы М.В. Кочубей, организовал акционерную золотопромышленную компанию, поскольку финансовые дела шли хорошо, он постороил себе дом в 1-й Адмиралтейской части на Конногвардейском бульваре (дом 7 - с маврами) в Петербурге. Михаил Викторович большой ценитель искусства, свой большой особняк он напонял ценнейшими предметами искусства, но сам жил там редко...И в итоге продал его купцу. Более 14 лет Кочубей оплакивал Марию Ивановну. Но в 1857 году Михаил уехал за границу. В Париже он познакомился с дочерью французского актера Марией Евгенией Аликсой де Брессан, отец которой Жан Батист Проспер де Брессан в 1838-1849 годы успешно играл во французской труппе Михайловского театра в Петербурге, был отмечен бриллиантовой наградой. Михаил и Аликса долго жили гражданским браком, в котором у них родилось двое детей. И только в 1867 году в Петербурге в Троицком соборе на Петербургской стороне состоялось их венчание. Аликса де Брессан, приняв православную веру, стала величаться Александрой Просперовной Кочубей, а их дети были узаконены задним числом.
Княнигя Леонилла Ивановна Витгенштейн (Барятинская) тем временем прожила долгую и счастливую жизнь, у них с мужем родилось четверо детей - Федор, Антуанетта, Людвиг и Александр, но любимицей была единственная дочь Антуанетта. Душевные качества, глубокую религиозность и желание помогать неимущим дочь унаследовала от матери. А в 1857 году Антуанетта Сайн-Витгенштейн вышла замуж за итальянского князя Марио Киджи Альбани, князя Кампаньяно. Жили молодые в палаццо Киджи в городе Аричча в 27 километрах от Рима. Так богатое и влиятельное семейство русско-немецкой князей Барятинских-Витгенштейнов породнились с богатым и влиятельным итальянским семейством Киджи Альбани. Но в браке Антуанетта испытала несколько ударов судьбы, пережила горькую потерю двоих детей, но не утратила силу духа и посвящала свою жизнь ближним. Благодаря ей в городе Аричче, где находился их дворец Киджи, был построен ортопедический госпиталь с санаторием для больных туберкулезом, ослабленных детей, открыта первая аптека и детские ясли. Сын Антуанетты и князя Кампаньяно - Людовик возглавлял Мальтийский орден.
Старший сын Леониллы Федор Львович отказался от княжеского титула и принял имя графа Альтеркирхена, женился на простолюдинке Вильгельмине Гаген.
Сын Людвиг (Лев) Львович умер холостым в 1876 г.
Сын Александр Львович отказался от княжеского титула и принял имя граф Гохенбург, был 3 раза женат, его род возглавляет правнук Александр (1943 г.рожд.)
Всю жизнь Леонилла Ивановна Витгенштейн-Барятинская собирала домашний архив и произведения живописи, в основном состоящие из семейных портретов. В архиве княгини сохранились даже афиши, программки, пригласительные билеты балов и спектаклей еще со дня коронации Александра II (1856) в Москве - в Большом театре тогда давали итальянскую оперу, в Малом - «Ревизора» и т.д. Муж ее Лев Петрович скончался в Каннах в 1866. Овдовев в возрасте 50 лет, Леонилла Сайн-Витгенштейн поселилась в Швейцарии. Там занималась благотворительной деятельностью и умерла в 1918 г. в возрасте 102-х лет на своей вилле на Женевском озере.
Свой личный архив Леонилла Витгенштейн-Барятинская завещала дочери Антуанетте, с которой ее связывали особенно теплые отношения. Однако Антуанетта, тяжело болевшая в последние годы жизни и передвигавшаяся в кресле-коляске, умерла через несколько месяцев спустя после матери. А архив княгини Леониллы Витгенштейн-Барятинской на многие годы был похоронен в двух больших шкафах палаццо Киджи, которые чудом уцелели посреди бомбежек Второй мировой войны, сильно повредивших дворец. В наши дни, благодаря этому архиву мы и узнали о судьбах трех необыкновенно красивых великосветских сестрах Марии, Леони(е)лле и Ольге Барятинских и имеем возможность любоваться их портретами.
АЛЕНА ЛИ (С).