Я никогда не любила оперу. Однако на юбилейном концерте "Мюзик-Холла" мне настолько понравились куплеты Мефистофеля, что я решила - нужно сходить на "Фауста" 🙈. И причина не только в том, что это оказалось шикарно во всех смыслах (хотя и немаловажно). Дело в том, что на первых курсах первого университета по зарубежной литературе мы читали, в том числе, и "Фауста". Помню, мне он очень зашел. Я даже хочу перечитать его (теперь, похоже, точно это сделаю). Во-вторых, я - фанат мистических произведений 😊. С учетом всех обстоятельств, мне стало крайне любопытно, как выглядит опера "Фауст".
Сразу скажу, чтобы не было недопониманий - мне понравилось. Мне не хотелось убежать в антракте и почти три с половиной часа не промчались незаметно, конечно, но прошли достаточно бодренько. Я не пожалела, что сходила - это точно.
К сожалению, в Мариинке идет не оригинальная постановка, а осовремененная версия "Фауста". Безусловно, музыкальная часть осталась той же, изменили время действия и ... одного персонажа.
В нынешней редакции зритель оказывается в начале ХХ в. Хотя, честно признаюсь, по костюмам я бы не определила, какое перед нами время. И хотя по замыслу, режиссер стремилась продемонстрировать вневременность сюжета, лично мне стертые временные границы мешали.
Но гораздо хуже режиссер поступила с одним из героев. У Гете Зибель - верный и влюбленный в Маргариту друг. Однако в данном "Фаусте" Зибель превратился в девушку 🤦♂️ . И все бы ничего, но когда девушка начинает петь о том, что она по уши влюблена в Маргариту, Фауст - ее соперник и ей надо завоевать сердце Маргариты... Извините, но это вызвало рвотный рефлекс. Что за пропаганда ЛГБТ на сцене одного из самых узнаваемых театров???
Еще один существенный минус оперы (но это уже не вина данного режиссера, а изначальная задумка автора Гуно) - смещение акцента с философского на лирико-бытовой план. Это сильно сказывается на восприятии, принижая "Фауста" Гете 🤷♂️.
Говоря об артистах, скажу так: мне очень понравились Алексей Марков (Валентин) и Ирина Чурилова (Маргарита). Ирина сумела заставить меня проникнуться ее героиней. Ее Маргарита была застенчивой и неуверенной в себе в начале, ослепленной драгоценностями и страстью в середине, совершенно раздавленной, но при этом продолжающей любить, в конце. Все три вехи, что привели Маргариту к ее концу, Ирина Чурилова полностью раскрыла.
Что касается Алексея Маркова, то он затмил собой всех остальных героев мужского пола. Его было невозможно приятно слушать и не менее приятно смотреть! Какая любовь, преданность своей сестре и стране в начале! Как горячо он просит Зибель присмотреть за Маргаритой, как он буквально носит свою сестру на руках! И сколько в нем сначала боли и неверия, а затем - ненависти к сестре после раскрытия тайны! Как неистово он проклинает Маргариту даже на смертном одре... Ну, и стоит ли говорить, что он - баритон? 😊
А вот у Мефистофеля, который предполагался басом, я бас не услышала 😪. Там даже баритон не везде был, что меня крайне удивило и расстроило... Ну, и в целом от образа Мефистофеля мало что было. Понятно, что по задумке оперы этот Мефистофель - смешливо-ироничный, а не дьявольский, но и ироничности в нем было по минимуму. А жаль, я огромные надежды возлагала именно на этого персонажа. К Фаусту - двойственное отношение. Вот вроде и сошелся по всем параметрам, но что-то не екнуло.
Мне сложно судить - хороша данная версия или нет, так как я не знаю оригинала. Но поскольку у меня это первый опыт, сравнивать не с чем, мне понравилось. Некоторые сцены показались затянутыми, но в целом, я получила удовольствие.
#опера #фауст #операФауст #Мариинскийтеатр #АлексейМарков #ИринаЧурилова #рецензия #кудасходитьспб #рецензиянаспектакль