Любители замечательного советского фильма о разведчике Максе Отто фон Штирлице помнят характеристики на сотрудников СД, которые время от времени зачитывал Ефим Копелян.
В большинстве характеристик повторялись одинаковые психологические черты: «истинный ариец», «характер нордический», «в … связях замечен не был» и проч.
Бывали исключения, но редкие и лишь незначительно отличавшиеся от указанных. Так, характер Курта Айсмана всего лишь «приближался к нордическому».
Что подразумевалось под нордическим характером?
Речь шла прежде всего о настойчивом человеке, несокрушимом и упорном в достижении важных (для Рейха, разумеется…) целей.
Частично такое описание наталкивает на ассоциацию с флегматичными «горячими финскими парнями» и др.
Однако эсэсовцев от них отличала «бecпoщaдность к вpaгам Рейха». Это была важная черта. Xлюпиков в СС и СД не взяли бы.
Кроме того, нордический / северный характер в понимании фaшистов отличала обязательная сила, мощь, энергия, бьющая через край… и, разумеется, направленная на всё те же цели – противостояние вpaгaм.
Для того чтобы соответствовать такому описанию на деле, надо было, помимо прочего, обладать недюжинным здоровьем и физической подготовкой. Поэтому в характеристиках обязательно упоминалось: дескать, Барбара Крайн – «спортсменка» или Макс Отто фон Штирлиц – «отличный спортсмен, чемпион Берлина по теннису».
Бьющая через край энергия должна была «выливаться» не беспорядочно, но строго системно. В результате сотрудник фaшиcтского Центра должен был:
1) демонстрировать и такие важные особенности, как «безукоризненное исполнение служебного долга»;
2) быть «ровным и дружелюбным с товарищами по работе»;
3) всенепременно соответствовать параметру «в … связях не замечен».
Все эти и близкие им описания были значимыми для карьеры в Рейхе. Это уже бывалый генерал мог слегка расслабиться и зaвecти себе, допустим, пoдpyжку-eвpeйку. А вот для начинающего путь по служебной лестнице недостаточно было просто вступить в НСДАП – надо было также иметь отличную характеристику.
Кто «присваивал» такие характеристики немцам?
Можно догадаться, что формулировали их в досье работники отдела кадров СС / СД. И эти ребята должны были исходить:
- с одной стороны, из устойчивых формальных требований некоего условного ГОСТа Третьего рейха (нордический или не нордический, истинный ариец или только шифрующийся под арийца…);
- с другой стороны, из глубокого психологического анализа. Банальные описания «от фонаря» (невразумительные, поверхностные) быстро бы подвели работника отдела кадров «под монастырь».
А существовали ли такие описания на самом деле?
А не существовало таких описаний, если говорить буквально и дословно.
Нет, конечно же, сами характеристики в СС и СД велись, причем велись довольно тщательно и четко. К ним прислушивались, на них ориентировались, их время от времени дополняли и прочим образом изменяли, они влияли на карьеру и в целом на судьбу.
Но формулировок а-ля «истинный ариец» и «характер нордический» там не было. Во всяком случае, историки нигде подобные данные не опубликовали. Это было литературное ноу-хау Юлиана Семенова.
Впрочем, ноу-хау получилось концептуальным, дельным, креативным и даже во многом остроумным.
П. с. Также в продолжение темы читайте, зачем в кино «17 мгновений весны» ввели юную Габи и пожилую фрау Заурих, которых не было в книгах Юлиана Семенова, плюс о том, чем же этаким занимался наш Штирлиц в Германии, помимо выполнения заданий советской разведки.
И в преддверии Дня Победы отвечайте на интересный тест на знание ролей Вячеслава Тихонова.
#психология #характер #кино #СССР #ВОВ #история #история СССР #вторая мировая война #великая отечественная война