В первой части материала о работе в парах и группах мы рассказали о сотрудничестве, общей стратегии перехода от индивидуальной работы к групповой, а также о стартовых умениях учеников для налаживания сотрудничества друг с другом. В этой части речь пойдет о практической подготовке учителя к проведению групповой работы в классе, распределении ролей внутри групп и о роли учителя в таком уроке.
Как подготовиться к групповой работе?
Мы предлагаем учителю ответить себе на вопрос: «Зачем на моем уроке групповая работа?» Осознанный учитель использует тот или иной формат работы только в том случае, если он целесообразен. Также стоит следить, чтобы на уроке не доминировала одна и та же работа, так как это может привести к дисбалансу развития навыков.
Таблица форм работы
Когда вы точно определились, что групповая работа соответствует вашим целям и задачам, вы должны объяснить это ученикам.
- Спланируйте и опишите объяснения к групповой работе. Для многих учеников групповая работа — это стресс и дополнительные усилия, и они могут быть не готовы к работе в сообществе в силу разных причин (особенно, если вы только учитесь работать в парах и группах). Учитель должен четко определить цель работы и причины, по которым была выбрана именно эта форма, а потом объяснить это детям. Также следует заранее обсудить временные рамки, ожидания учителя, дать четкие и краткие инструкции. Если это необходимо, пропишите смысловые компоненты работы. Например, на уроке истории учеников можно попросить не просто прочитать учебник и сделать текст для презентации, но и определить первопричины конфликта и проанализировать мнения его сторон.
- Определите способ объединения в группы. Подумайте об этом заранее и подготовьте аргументацию для учеников, почему вы выбрали именно этот способ. Подробно о способах случайного подбора групп мы писали в материале о рутинах в классе.
Примеры формирования групп:
Роль учителя в групповой работе
Во время урока учитель может занять одну из нескольких ролей. Также с разными группами в рамках одного класса учитель может использовать разные модели.
Тренер активно работает с группами, объясняя инструкцию столько раз, сколько это необходимо. Тренер вмешивается в коммуникацию группы и возвращает детей к правилам, если это требуется. Также он может задавать наводящие вопросы, которые касаются задания или ролей в группе (например, «Вася, я вижу, что прошло уже 5 минут из 7. Твоя роль — отвечающий за время. Ты уверен, что все идет по плану?») Такой формат участия учителя в групповой работе можно использовать, когда в классе низкий уровень навыков сотрудничества и коммуникации.
Модератор не вовлекается в содержание работы, но помогает ученикам с формой. Такую позицию учитель может занять, когда ученики освоили минимальные навыки сотрудничества и коммуникации.
Наблюдатель — роль для учителя в классе с высокой культурой сотрудничества. Преподаватель не вовлекается в работу групп, а только наблюдает.
С разными группами в одном классе учитель может использовать разные модели.
Во время урока учитель может совершать эффективные вмешательства, например, чтобы сосредоточить учеников на обучении («Что вы сейчас пытаетесь сделать?»), поддержать учеников, у которых возникли трудности («Как вы думаете, что нам делать дальше?»), напомнить о временных рамках («У вас осталась половина времени») или поддержать учеников, испытывающих трудности с коммуникацией («Для выполнения этого задания нужна командная работа»).
Учитель может делать пометки и записывать «артефакты» групповой работы (например, фразы или действия). Это помогает ученикам на этапе рефлексии проанализировать процесс работы и создает ситуации успеха для тех, чьи интересные мысли вы записали.
Очень важно, чтобы учитель давал ученикам позитивную обратную связь. Особенно ценно это будет для детей, которые только учатся навыкам сотрудничества. Подробнее о том, как правильно давать обратную связь, мы писали в материале по этой теме.
Роли детей в группе
Вы можете сами придумать роли в зависимости от временных рамок (чем меньше времени, тем проще роли) и заданий. Мы предлагаем два примера распределений ролей в группе.
Вариант 1:
Вариант 2:
Групповая работа требует тщательного планирования, предварительных усилий по развитию у учеников навыков сотрудничества и коммуникации и контроля учителя (особенно в первое время). Однако работа в группе — это еще один шаг к формированию коммуникативной культуры в классе, которая влияет не только на учебную, но и на социальную жизнь внутри класса. О том, как оценить деятельность учеников в группах, мы подробнее расскажем в одном из следующих материалов.
Список литературы:
- Джефф Петти «Современное обучение»
- Джон Хетти «Видимое обучение»
Узнать больше о программе «Учитель для России».
#школа учитель #школа #учитель #полезныесоветы