В I квартале 2022 года в Банк России поступило 94,9 тыс. жалоб, что на 38,1% больше, чем за такой же период 2021 года. Одной из причин роста стали санкции и возникшая повышенная неопределенность. Значительная часть обращений была вызвана необходимостью разъяснения мер поддержки граждан и бизнеса, временного порядка операций с наличной валютой, приостановки торгов на бирже и работы платежных карт в условиях ограничений.
Рост количества жалоб на кредитные организации составил 15,5%. Среди наиболее распространенных санкционных тем обращений в отношении банков — отказ в выдаче средств с валютного вклада или с банковского счета, а также отсутствие наличных в банкоматах. Без учета подобных тематик количество жалоб на банки осталось на уровне января — марта 2021 года, а по потребительскому кредитованию сильно сократилось. В частности, число жалоб на навязывание дополнительных услуг к кредиту снизилось на 21,7% благодаря праву заемщиков вернуть деньги за такие услуги
и запрету на предустановленные галочки в договорах. Число жалоб на навязывание дополнительных услуг микрофинансовыми организациями (МФО) снизилось в 1,5 раза. Основными причинами роста жалоб в отношении страховщиков (+33%) стали отказы в заключении договора ОСАГО и проблемы с оформлением электронных полисов. На фоне санкций наиболее существенно выросло количество обращений в отношении участников рынка ценных бумаг (в 7,2 раза). В основном они связаны с временной остановкой торгов, а также с ограничениями на сделки с иностранными ценными бумагами или привязанными к ним инструментами. Основной тематикой жалоб по вопросам мисселинга (+8,6%) остаются некорректные продажи инвестиционного (40,6%) и накопительного (13,2%) страхования жизни. Новые требования к страховым продуктам с инвестиционной составляющей, а также введение правил продаж
инвестиционных продуктов банками должны привести к сокращению жалоб на мисселинг. Напоминаем, что если вы считаете, что финансовая организация нарушает ваши права, вы можете направить официальную жалобу через интернет-приёмную
на нашем сайте. А если у вас есть вопрос по финансам, можно задать его, позвонив в наш контактный центр или написав в чат мобильного приложения "ЦБ онлайн".