Найти в Дзене
Уголок Гика

Финчер по-русски: Обзор фильма "Казнь"

Оглавление

Автор клипов для Хаски, Оксимирона, Ленинграда, Дельфина и Манижы - Ладо Кватания дебютировал в большом кино! Криминальный триллер «Казнь» был показан в рамках Роттердамского кинофестиваля. В российский прокат фильм вышел 21 апреля 2022 года. Смог ли клипмейкер сделать хотя бы неплохой фильм? Обо всём по порядку...

Кто такой этот ваш Кватания?

Ладо Кватания на съёмках "Казни"
Ладо Кватания на съёмках "Казни"

Ладо Кватания - российский режиссёр, окончил в 2009 году Российский институт театрального искусства - ГИТИС, также обучался сценарному мастерству у Джона Труби и Пола Брауна в Нью-Йоркской Академии Киноискусства. Также снимал клипы для Ленинграда, Хаски, Оксимирона и Манижы (С последней Ладо состоит в браке и даже снимал её выступление на "Евровидении", если интересно) В общем - человек с опытом и набитой рукой. Клипмейкеры нередко уходят в режиссуру полного метра, достаточно вспомнить Дэвида Финчера, Мишеля Гондри, Зака Снайдера, Марка Уэбба, Спайка Джонза или даже Илью Найшуллера (Последний снял фильмы "Никто" и "Хардкор"). Но всё же Кватания, хоть и начал с жанрового кино, поставил себе непростую задачу. Он снял не бодрую стилизацию вроде «Метода» Юрия Быкова, а неспешный триллер, который цепляет запутанным сюжетом, атмосферой Советского Союза и саспенсом.

Сюжет

1991 год, следователь по особо важным делам Исса Давыдов (Нико Тавадзе) празднует долгожданное повышение: десятилетняя работа завершилась поимкой преступников, виновные приговорены к расстрелу, а справедливость восторжествовала. Однако, внезапный звонок заметает все заслуги Давыдова в пух и прах — одна из жертв маньяка найдена живой и оказывается, поймали не того. Давыдову необходимо немедленно разобраться в ситуации и в самом себе...

Подобные сюжеты зрители видели много раз. Самая отчётливая ассоциация, которая приходит в голову, — первый сезон «Настоящего детектива». Там двое сыщиков спустя много лет тоже возвращались к старому расследованию, параллельно пытаясь разобраться со своим нелёгким прошлым. Причём действие, как и у Кватании, происходило с нелинейным повествованием.

-3

Фильм можно разделить на 5 стадий принятия неизбежного - Отрицание, Гнев, Торг, Депрессия, Принятие. Сперва вам покажется, что повествование слишком рваное и ты думаешь: "Как всё это нормально соединится в финале?!", и в итоге - не поймите неправильно, но именно благодаря этой рваности зритель легче воспринимает кульминационные моменты. Кватания превращает фильм в детектив, причём не только сюжетный, но и психологический.

И психология заключается не в мотивации убийцы (Точнее, не только в ней)
И психология заключается не в мотивации убийцы (Точнее, не только в ней)

Психология заключается в самокопании образа следователя Иссы Давыдова и его напарника с камерой Ивана Севастьянова (Евгений Ткачук), чтобы проверить обоих на прочность. Как пережить грубейшую ошибку? Как на это отреагирует начальство? Что делать, есл сомневаешься буквально во всём?

«С этого момента будем ходить на похороны к каждой жертве, чтобы помнить: это не папка в деле, а человек»
«С этого момента будем ходить на похороны к каждой жертве, чтобы помнить: это не папка в деле, а человек»

Давыдов — следователь с отличной репутацией, который не просто ищет злодея, а действительно пытается обезопасить людей. Объединённые не только общей целью, но и ценностями, герои вот-вот станут идеальным дуэтом. Казалось бы, ничего не сможет разлучить их — разве что готовность пойти на всё во имя справедливости. Кватания обращает зрителя и персонажей к вечному вопросу детективов: можно ли оставаться в здравом уме, когда твоя работа завязана на преступности? Как герои «Охотника за разумом» скатывались в безумие и ценой своей работы, званий и личной жизни распутывали сложнейшие дела, так и у Давыдова с Севастьяновым однажды обязательно всплывёт вопрос: быть «Дураком» Быкова, открыть глаза общественности на происходящее, жертвуя многим или же примкнуть к самой системе?

-6

Хоть фильм и не документальный, Режиссёр изучал дела реальных убийц из пятидесятых, причём скрупулёзно — настолько реалистичным кажется главный антагонист. После просмотра ты думаешь, что посмотрел экранизацию "Чикатило", а потом смотришь на настоящую экранизацию и....Об этом лучше в другой раз

Пропитанные леденящей душу тревогой мелодии и звуки фильма помогают создавать необходимое напряжение в нужные моменты. Иногда даже мурашки пробегают по коже. Композитору Кириллу Рихтеру и монтажёру Владиславу Якунину полностью развязали руки и они великолепно справились со своей задачей.

Оператор картины Денис Фирстов поступил правильным путём — сделал фильм невероятно зернистым и с минимальным контрастом (Иногда в фильме всё же присутствуют яркие и выделяющиеся цвета, что очень свойственно Финчеру). В фильме присутствует куча референсов на работы культовых операторов как Роджера Дикинса или Эмануэля Любецки. В фильме присутствуют как невероятно длинные планы (Снова привет "Настоящему детективу"), так и быстрая смена кадров (Опять же, для контраста).

Люблю метафоры
Люблю метафоры

Что же касается актёров, режиссёр собрал отличный состав: Даниил Спиваковский перевоплощается в психопата, от взгляда которого пробегают мурашки. Нико Тавадзе как будто слез со страниц хроники. Аглае Тарасовой, сыгравшей выжившую жертву, хочется искренне посочувствовать, обнять её и плакать. Евгений Ткачук же срастается со своим персонажем настолько, что все его внутренние изменения скорее ощущаешь, нежели замечаешь в действиях и словах.

«Казнь» не идеальна и местами очень неряшлива. Иногда Кватания слишком увлекается символизмом (Частая проблема бывших клипмейкеров, Зак Снайдер - тому потдверждение): так, сначала показывают флешбек, в котором мать Иссы погибает, одетая в красное платье. Спустя какое‑то время начинается сцена знакомства главного героя с возлюбленной. И оно происходит на фоне витража, изображающего женщину в алой одежде, чтобы зрители уж точно поняли мысль автора, иначе бы мы не увидели это, ага. Да и сам финал вышел чрезмерно затянутый, так и хотелось уже узнать, когда они к этому выйдут!

СиМвОлИзМ
СиМвОлИзМ

И всё же перечисленные недостатки не портят общее впечатление. «Казнь» — тягучий атмосферный психологический триллер, который держит в напряжении и удивляет поворотами сюжета. Вспомните, когда вы в последний раз видели качественно сделанный отечественный триллер, который легко можно перепутать с европейскими или американскими аналогами. Не получается? И дело тут не в короткой памяти. В современной России нет проблем с недостатком авторских фильмов, но с захватывающими и удивляющими жанровыми картинами все гораздо хуже. Пусть «Казнь» станет началом новой тенденции в нашем кино.

Вы были в "Уголке Гика": Системе убийца не нужен — Системе виновного подавай!