1. Методика применения дидактических игр на уроках математики в первом классе
Для младшего школьного возраста учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжённость, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму [25, c. 14].
Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.)
Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.
Разумеется, обучение нельзя превращать в сплошную игру. И в дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьёзный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.
Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.
В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый участник игры чувствовал ответственность перед коллективом [25, c. 15].
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить. чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.
В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому - труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).
Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей шестилетнего возраста. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Как показывают наблюдения за детьми шестилетнего возраста, наибольших успехов достигают те учителя, которые отводят на игру третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерно использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Рассмотрим особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При изучении раздела «Нумерация чисел первого десятка» используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применить игру «Составим поезд»:
Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: «Два да один - это три». Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного - это два. Два без одного - это один».
На основе использования игры «Составим поезд» учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно водном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Также при знакомстве детей с приёмом образования чисел можно использовать игру «Живой уголок».
Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».
Средства обучения: изучение животных.
Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 21? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.
При изучении нумерации в пределах десяти необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счёте число обозначает общее количество всей группы предметов. С этой целью следует проводить игры «Лучший счётчик», «Хлопки». С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом и цифрой.
«Лучший счётчик»
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики - соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.
«Хлопки»
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).
Изучая числа первого десятка, важно сравнивать каждое предыдущее число с последующим и наоборот. Для этого предназначены игры «Лучший счётчик», «Число и цифру знаю я».
Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.
Работа над составом числа начинается в разделе «Нумерация чисел первого десятка». Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.
В этот период большую помощь учащимся в изучении состава чисел окажет игра «Числа, бегущие навстречу друг другу»:
Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ 10 = 10 10 + 0 = 10
+ 9 = 10 9 + 1 =10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10».
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведении свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итого соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.
Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.
«Цепочка»
Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:
Дес.Ед.Дес.Ед.Дес.Ед.lllllllllll
Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.
Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.
Для закрепления состава чисел можно предложить следующие игры: «Арифметический лабиринт», «Угадай-ка!», Эстафета». Смысл этих игр заключается в том, что дети проговаривают все случаи состава числа 10 и выигрывает тот, кто назовёт наибольшее число комбинаций. Можно провести игру в виде соревнования по рядам. Также здесь можно предложить игру «Контролёры».
Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один - первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 - прибавил 1, 7 - прибавил 2, 8 - прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: «Восемь - это…», ученики продолжают: «Пять и четыре». Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные - если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу делают несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.
Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т. к. использует физкультурные упражнения.
При закреплении состава десятичного состава двузначных чисел используются игры «Сколько палочек в другой руке?», «Хлопки».
«Сколько палочек в другой руке?»
Дидактическая цель: закрепления знания десятичного состава двузначного чисел.
Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.
Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки - в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.
Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой - пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.
«Хлопки»
Цель игры: закрепления знания десятичного состава двузначного чисел.
Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.
Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящие справа - десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый - число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
При обобщении темы «Нумерация чисел в пределах 20» можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра «Поймай бабочку»:
Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.
Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.
При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы. Состав команд в играх-соревнованиях в 1 классе должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник. Важный педагогический момент игры - помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.
2. Применение дидактических игр на уроках математики во 2 классе
Учащихся вторых классов больше всего увлекает в игре её результат. У них проявляется тяга к играм на соревнование. В начале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в классе. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только свой личный успех или неудачу, но и успех или неудачу своей команды, класса [37, c. 82].
Такие игры, кроме решения учебных задач способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры, команды в целом. Это подтягивает, дисциплинирует учащихся.
Игровые занимательные задания по математике для учащихся 2 класса рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.
Все дидактические игры по своей структуре можно разделить на две группы: сюжетно - ролевые и игры - упражнения.
В сюжетно - ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило. К таким играм относятся игры: «Волшебная таблица», «На какой час назначен сбор?», «По какой тропинке ты пойдёшь?», «Телефон», «Телеграф» и т.д. [37, c. 83].
Однако большую часть составляют игры - упражнения, в которых включены отдельные элементы игры - элемент загадки, игровое действие или правило. К этой группе относятся следующие игры «Цепочка», «Молчанка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», «Рассели числа в домики» и другие.
Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако следует подчеркнуть, что сюжетно-ролевые дидактические игры вызывают большой интерес у учащихся, чем игры упражнения.
В игре «Цепочка» дети воспроизводят образование чисел второго десятка на основе использования наглядного материала.
В «Играх игра на внимание» и «Каких чисел недостаёт?» учащиеся закрепляют предметный и отвлечённый счёт, воспроизводят место каждого числа в натуральном ряду.
Повторению приёма образования чисел в пределах 20 содействует игра «Чудесный квадрат». В ней ученики повторяют приём образования каждого числа, причём прибавления единицы к предыдущему числу. Для воспроизведения принципа образования каждого числа путём прибавления и вычитания единицы можно использовать игру «Составим поезд», взятую из 1 класса.
После повторения нумерации чисел в пределах 20 учащиеся 2 класса воспроизводят вычислительные приёмы в пределах 10.
На первом этапе используются игры на проговаривание вычислительных приёмов. В этот период можно использовать игру «Цепочка», известную с 1 класса.
С целью формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 20 можно использовать «Игру в путешествия».
Программой предусмотрен приём сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
Главная трудность сложения и вычитания чисел с переходом через десяток состоит в представлении второго числа в виде суммы двух слагаемых, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10. Например, при сложении чисел 7 и 5 второе слагаемое 5 необходимо представить в виде суммы чисел 3 и 2 и прибавить к 7 сначала 3, а потом 2.
Для осознания вычислительного приёма сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток целесообразно использовать игру «Составим поезд». Учащиеся, выполняя роль вагонов, наглядно иллюстрируют развёрнутый приём сложения и вычитания в пределах 20.
Для закрепления изученного приёма предназначена игра «Забей гол в числовые ворота». В ней ученики заменяют второе слагаемое суммой удобных слагаемых и иллюстрируют приём сложения и вычитания чисел в пределах 20 без использования средств наглядности, но в развёрнутой записи.
В последующих играх «Угадай число», «Определи маршрут самолёта», ученики выполняют действия в уме и производят вычисления.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить читать и записывать числа.
Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра «Цепочка», при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь, друг с другом.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра «Молчанка», при проведении которой на абаке или карточках иллюстрируются двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разных цифр и показывают их молча учителю, записывают в тетради.
Для глубокого осознания принципа поместного значения цифр используются иллюстративные рассказы «Спор цифр», «Как запутался Серёжа?».
Сложение и вычитание в пределах 100 - наиболее сложный раздел программы 2 класса. Перед изучением вычислительных приёмов на сложение и вычитание в пределах 100 изучается сочетательное свойство сложения. Для осмысления свойства группировки слагаемых можно привести игры «Что изменилось?», «Как расставили игрушки?». Выполняя эти задания, дети осознают правило: «При сложении чисел любые слагаемые можно переставить местами и заменить их суммой».
Для закрепления вычислительных приёмов в пределах 100 предназначены игры «Определи маршрут корабля», «Где произойдёт стыковка космических кораблей?», «По какой тропинке ты пойдёшь?». С их помощью дети выполняют сложение и вычитание в пределах 100.
С целью формирования вычислительных навыков сложение и вычитание двузначных чисел используются занимательные квадраты.
Во 2 классе учащиеся знакомятся с двумя другими действиями - умножением и делением. Они изучают две таблицы умножения чисел (2 и 3 на числа 2 и 3). Для формирования вычислительных навыков четырьмя действиями предназначены игры «Телефон», «Вычислительные машины», «Телеграф». Играя, дети на доступном для них материале упражняются в выполнении заданий на все действия. Этой же цели служат математические фокусы.
Учащиеся, выполняя задания, предложенные в математических фокусах, упражняются в счёте, называют результат учителю или ведущему. По названному результату учитель, постигнув тайны математических фокусов, угадывает число и месяц рождения, номер задуманного дома, день недели, число монет в руке и т.д. [37, c. 85].
Секреты большинства фокусов не доступны детям этого возраста, и лишь некоторые из них могут быть разгаданы второклассниками. Для рассекречивания можно предложить фокусы: «Где, какая монета?», «Как узнать задуманный день недели?», «Угадывание номера дома». С приёмами отгадывания других математических фокусов можно познакомить учащихся во внеклассной работе.
Задание на смекалку и задачи на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднениях большинства учащихся, учитель анализирует задания со всем классом во внеурочное время.
В соответствии с изучаемой темой учитель может использовать на уроке 1 - 2 игровых или занимательных задания. Главным образом, на этапе закрепления и повторения учебного материала
Наряду с известными приёмами, рекомендуемыми в методической литературе для изучения табличных случаев умножения и деления, широко используются игровые приёмы, несложные игры.
Игра активизирует внимание учащихся к изучаемому материалу вызывает желание не только участвовать в ней, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.
Игры, включаемые в урок, может придумать сам учитель или взять их из методических пособий. Рассмотрим игры, которые можно использовать на уроках математики при закреплении навыков табличного умножения.
«Весёлое путешествие»
После ознакомления с табличными случаями умножения и деления учащимся предлагается сделать карточки из картона или плотной бумаги и расположить на ней цепочкой кружки размером не более чем десятикопеечная монета. В центре кружка записывают несколько выражений на табличное умножение и деление. Для эстетической завершённости кружки раскрашивают красками или цветными карандашами.
Карточки раскладывают на столе учителя примерами вниз.
Класс делится на две или три команды. По сигналу учителя (хлопок в ладоши) ученик, стоящий первым в каждой команде, берёт по одной карточке, читает примеры в том порядке, в котором они записаны, и называет ответы. При затруднении ответ быстро даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, учащийся садится на своё место, а следующий игрок быстро берёт следующую карточку и начинает отвечать. Взяв последнюю карточку и назвав ответы, ученик переворачивает её и читает: «Весёлое путешествие окончено». Он поднимает руку, сигнализируя, что его команда выполнила задание.
Через некоторое время путешествие завершают и другие команды.
Учитель подводит итоги. Он учитывает не только быстроту выполнения задания, но и количество допущенных ошибок, смотрит сколько раз команда оказывала помощь отвечающему.
Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок (или с меньшим числом ошибок) справилась с заданием.
«По сугробам»
Из белой бумаги изготовляют небольшие карточки, на одной стороне
которых записывают выражение табличных действий.
Карточки раскладывают на полу белой стороной вверх. Каждая карточка - это сугроб.
Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг вперёд (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ неверно, проваливается в сугроб. Провалившийся в сугроб назначает себе замену из учащихся, сидящих за партами.
Другой вариант этой игры: класс делится на две команды, и работают все вместе.
При подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.
«Мальчики - девочки»
На карточках размером 5. 20 сантиметров крупно, чётко записывают примеры так, чтобы их было видно всему классу. Обратную сторону одних карточек раскрашивают красным цветом, других - зелёным.
Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной. Если карточки красного цвета ответ называют девочки, а если зелёного - мальчики.
Выигрывают те, кто меньше допустил ошибок.
«У кого больше фигур?»
У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).
Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к которому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру. Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем.
Использование таких игр помогает воспитывать у детей интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует более прочному усвоению материла.
Таким образом, при изучении разделов математики во втором классе в урок следует включать дидактические игры и упражнения, так как они помогают учителю развивать у учащихся психологические процессы: внимание, логическое мышление, память, воображение, речь. Занимательность играет большую роль в развитии вычислительных навыков, что очень важно для дальнейшего развития учащихся.
Во время игры, как правило, дети очень внимательны, что не замедляет протекание процесса обучения, а напротив, продвигает его дальше.
3. Методические рекомендации по подбору дидактических игр и руководство ими
Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.
При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в них детей, интерес к различным играм и упражнениям, возможности участия в игре [33, c. 92].
Исследования показали, что детей дошкольного и младшего школьного возраста особенно детей испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре и занимательных упражнениях больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т.д. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрёшек по росту» (дидактический материал - кукла матрёшка), «Разложи кольца» (дидактический материал - башенка из колец) и т.д.
С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например, игры «Магазин», «У нас в гостях матрёшки», «Школа» и т.д. В этих играх они «играют» определённые роли. Роли увлекают их, а увлечённые игровой ситуацией и выполняемой ролью, они не заметно для себя решают учебные задачи.
Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например, к играм «Что изменилось?», «Который по счёту?», и т.д. С интересом учащиеся воспринимают игры «Лабиринт», «Арифметическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел, например: «Угадай, какое число я задумал?», «Какой ответ должен получиться?» и т.д.
Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы математическое, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.
Важно соблюдать и определённую последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудными математическими заданиями должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их подведения.
«Зная, что у дошкольников и младших школьников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно и к одной даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами - одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранить ещё некоторое время интерес к уже знакомой учащимся игре». При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и её воспитывающую роль.
Известно, что младшие школьники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому в урок не следует включать такие игры, которые бы дезорганизовывали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение [33, c. 94].
Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включённая в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний предусмотренных программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.
Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр и занимательных упражнений на уроках математики в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество арифметических действий, упражнений, тренируются в счёте, сравнивают множества и т.д.
Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста на данном конкретном уроке.
Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной.
Таким образом, дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение математическому заданию, которое заложено в содержании игры, занимательных упражнениях.
Заключение
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изученному материалу, их активность на протяжении всего урока.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, оттого насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.
Дидактическая игра может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не знают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Вместе с тем игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний; она учит целенаправленно и последовательно воспринимать знания, реализовать их в действии, в правилах.
Взаимосвязь между игрой и обучением не остаётся неизменной на протяжении всего школьного возраста.
Педагогическое руководство в процессе всей игры имеет свои особенности; оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Учитель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у учащихся протест, выход из игры.
По окончании игры учитель отмечает дружные действия детей, подчёркивает положительные взаимоотношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к дидактическим играм.