Английская грамматика очень сложная — ещё никто не возвращался из тёмного леса английских времён, артиклей и модальных глаголов. Конечно же, это миф. Освоить грамматику может любой школьник. Главное — правильно объяснить. Рассказываем, как помочь ребёнку разобраться в этой теме.
А если вы не уверены, что сами справитесь с этим делом, записывайте ребёнка на бесплатный вводный урок в Skysmart! Наши преподаватели умеют объяснять даже самые трудные темы и помогают детям полюбить английский язык и наконец-то свободно заговорить на нём.
Не зацикливайтесь на грамматике
Неожиданно, правда? Да, грамматика — это важно. Но всё же язык — это средство коммуникации. Поэтому все навыки, в том числе и грамматика, должны вести к возможности использовать язык на практике, то есть в общении. В зубрении правил нет смысла, если человек потом не может ничего сказать. Важно не зубрить, а понимать. Практика важнее формального знания правил и рисования табличек, не забывайте об этом.
С малышами — играйте в английский
Дошкольники воспринимают всё как игру, они очень быстро усваивают новую информацию, если им весело. Дети познают мир посредством ролевых игр: устраивают чаепития для своих игрушек, играют в школу, в семью. Всё это — отличная возможность изучить основные глаголы, цвета, названия продуктов, посуды, животных. Малыши учат английский фрагментарно, им неважно, как устроены правила. В обучающих материалах для такого возраста вы не встретите правил в табличках: всё обучение строится на узнавании целых конструкций. То есть сначала ребёнок учится говорить «My name is Dasha» и лишь намного позже узнаёт, что такое is и какие ещё бывают формы глагола to be.
С младшими школьниками — учитесь через активности
Детям 7–9 лет уже недостаточно игры для познания мира. Основной деятельностью для них становится обучение. В этом возрасте формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности. Младшеклассники любят состязания, игры вроде бинго, загадки, пазлы, творческие задания (нарисовать что-то, станцевать, изобразить). Им уже можно давать самые простые, базовые грамматические правила, но тоже в форме игры — только не ролевой, а интеллектуальной.
С детьми 10–14 лет — познавайте мир
В среднем школьном возрасте дети уже могут работать с более сложными правилами, но всё обучение должно идти через практику. Показывайте, как правильное использование грамматики поможет им узнать новое — в первую очередь найти ответы на вопросы, которые их на самом деле волнуют.
С подростками — налаживайте общение
Тинейджерам крайне важно общаться, завоёвывать популярность сверстников, искать своё место в мире. Начинают проявляться творческие способности, подросткам хочется самовыразиться, показать свою исключительность. В этом возрасте давать грамматику нужно через коммуникацию — и онлайновую, и лицом к лицу. Хорошо зайдут групповые творческие проекты. Можно использовать гаджеты, а вот любая физическая активность у школьников этого возраста вызывает отторжение и бунт, так что лучше обойтись без всяких физкультминуток, подвижных игр и весёлых стартов.
Учитывайте тип восприятия информации
Все люди делятся на несколько категорий: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы.
Визуалам проще воспринимать информацию в виде картинок, графиков и фотографий. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами.
Аудиалы — активные слушатели, они хорошо воспринимают информацию на слух, задают уточняющие вопросы, сами любят объяснять и могут повторять что-либо несколько раз без раздражения. Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию.
Кинестетиков отличает хорошая мышечная и тактильная память, они часто делают заметки, чтобы запомнить новую информацию. Позвольте такому ребёнку что-то делать руками: перебирать карандаши, разминать пластилин. Так кинестетики чувствуют себя увереннее.
Дигиталы осмысливают всё логически — с помощью цифр, знаков, логических доводов и формул. Часто используют слова «логично», «знаю», «понимаю». Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть её устройство. Пока такой ребёнок не поймёт тему, он не отстанет от вас с вопросами «А как это устроено?», «А почему это работает?».
Чистых типов не существует, можно говорить только о преобладающем качестве. Поэтому нужно наблюдать, пробовать и находить то, что хорошо именно для этого случая и конкретного ребёнка.
Используйте метод 3Р
3Р — это Presentation (презентация), Practice (практика) and Production (воспроизведение):
- Сперва любое правило нужно объяснить, причём начинать надо не с формулы, а с ситуации: показать диалог, ролик, комикс, рассказать историю, где это новое правило используется. Нужен контекст, который раскроет значение темы.
- Второй этап — практика. Тут важно показать, как новое правило можно использовать в реальной жизни. Идей множество: от обучающих настолок до ведения блога на английском.
- Production — финальная стадия, воспроизведение изученного правила. Поскольку мы учим язык для общения, все изучаемые правила нужны, чтобы человек заговорил на английском. Разобрались с Present Simple? Отлично, а теперь можно поговорить о своих хобби, используя это время.
Такая структура поможет понять правило, запомнить его и тут же использовать в реальной жизни. Это гораздо эффективнее заучивания схем и формул.