Найти тему

Кризис трех лет | советы детского психолога

Оглавление

А сегодня поговорим о детской психологии. А именно о кризисе трех лет.

Это очень важный момент в детско-родительских отношениях.

Вот здесь я писала о трагедии Мериллин Монро. И о ее детско-родительских отношениях в том числе.

От кризиса 3-х лет во многом зависит, как будут дальше складываться отношения между мамой и ребенком, и между ребенком и отцом, и даже между отцом и матерью, и другими родственниками.

Вот такая вот запутанная история.

Если хотите предложить на рассмотрение свою историю (анонимно) или захотите посоветоваться лично, то пишите radunitsa@yandex.ru

Сначала я расскажу вам, что такое кризис трех лет, как он может проявляться.

Потом мы с вами разберем один "кейс" для ясности.

И после поговорим еще и о других поведенческих реакциях ребенка, которые даже специалисты легко путают с кризисом трех лет, но они им не являются. Вы научитесь понимать, когда нужно к психологу, а когда уже к врачу.

Интересно же вам это?

Хотите разобраться?

Ну, поехали тогда.

Кризис трехлеток

Кризис трехлетнего возраста - это словосочетание многим знакомо. Если вы интересуетесь детской психологией, то часто встречались с описанием этого кризиса. Только ленивый о нем не написал.

Но мне придется повторить.

Во-первых, для ясности, а во вторых, для тех, кто только начал интересоваться и впервые услышал о том, что у ребенка примерно в три года случается какой-то там кризис.

Ох, да не какой-то, а самый настоящий поведенческий кризис.

Одни мамы жалуются на непослушание ребенка, другие на открытый бунт.

С чем это связано?

Как вы думаете?

Ну, пока вы думаете, я кое-что расскажу. Это вам поможет.

Представьте себе ребенка трех лет. Вот он три года рос. Чему-то учился.

Взрослел.

И вот ему три года. Ну, или почти три. У всех по разному.

Давайте посмотрим, что он умеет к этому возрасту.

Ну, во-первых, он умеет ходить.

Он этому учился весь первый год своей жизни.

А когда научился, то родители пережили первый его кризис. Он начал ходить везде и стал дотягиваться до вещей, которые для него опасны. Раньше, пока он не умел ходить, родители могли контролировать его взаимодействие с предметами.

А когда он научился ходить, то появилось множество опасностей, которых у ребенка не было раньше.

Появилась еще и его мобильность.

То есть он теперь может уходить куда-то в необозримую даль. И за ним всегда нужно следить.

Вот эти новые умения, полученные в ходе роста и развития, в психологии называются: новообразование.

Итак, в годик у ребенка из новообразований - ходьба.

И это полностью меняет способ взаимодействия с ним его родителей.

Им приходится учиться применять новые способы.

Например, держать его за руку.

Ловить убегающего за капюшончик.

Страховать на лестнице.

И что самое трудное для родителей: теперь почти всегда ребенка нужно держать в поле своего зрения.

Если раньше его можно было положить в кроватку или манеж и просто уйти, то сейчас вертикальная поза и умение сидеть, вставать и бегать не всегда дают эту возможность.

Родители вынуждены приспосабливаться к этому. Они начинают менять окружающую обстановку, делать ее еще более безопасной, чем она была. Ищут помощи бабушек, дедушек.

Ну, и в целом взгляд ребенка на мир сильно изменился. Если раньше он смотрел на все лежа и только там, где положили, то теперь он видит мир с высоты своего роста и способен дотянуться до звезд.

Пардон, до полки с посудой.

В целом это говорит о том, что произошли изменения в его социальной ситуации.

Изменилось буквально все.

Его общение с окружающими.

Если раньше были просто неудовлетворенные потребности, о которых он сообщал голосом, криком, то теперь появляются запреты.

И наказания.

При этом игровой репертуар увеличивается. Увеличивается и широта его круга общения.

Он уже вполне способен сам общаться с другими детьми в песочнице. И с другими взрослыми.

И даже с пробегающей мимо собакой.

В психологии это называется: изменения в социальной ситуации.

Итак, каждый кризис начинается с того, что у ребенка появляется новообразование.

То есть новый навык которым он пытался овладеть примерно за год до наступления кризиса.

И происходит изменение социальной ситуации. То есть изменение в окружении и способах взаимодействия с другими людьми.

Многие не знают, а специалисты не все об этом пишут, но у детей есть еще и кризис 2 лет.

В этом возрасте они приобретают такое новообразование, как связная речь.

И их социальная ситуация сразу меняется.

Он уже может высказать недовольстао словами, а не жестами.

Он может рассказать о своей потребности.

И соответственно отношение к нему и взаимодействие с ним со стороны взрослых также изменяется.

Об этих двух кризисах я напишу еще отдельные статьи. Я пока что коротко только о них рассказала, чтобы научить вас понимать суть такого явления, как возрастной кризис.

Не секрет, что он бывает и у взрослых. Все слышали о кризисе среднего возраста. Это только один из многих кризисов, которые накрывают нас регулярно. Взрослых примерно раз в 7 лет. Подростков чаще.

Ну, а у детей, как вы уже поняли, возрастные кризисы могут происходить даже каждый год.

Часть возрастных кризисов остаются незаметны для родителей.

Почему? Потому, что родители к ним готовы.

Ну, все же понимают, что ребенок когда-нибудь научится ходить?

Конечно, все.

И даже ждут этого, не дождутся.

А все понимают, что ребенок когда-нибудь научится говорить?

Ну, конечно, все.

И тоже ждут этого, не дождутся.

Поэтому и сложности, которые возникают у родителей в эти возрастные периоды их малыша переживаются ими довольно легко.

Ну, да, стало сложнее за ним следить, но мы же знали, что он вот-вот научится ходить и подготовились к этому.

К сожалению, именно то, что родители не очень обращают внимания на кризисы первых лет жизни ребенка, часто и приводит к тому, что им трудно принять и кризис трех лет.

Ведь они просто не готовы именно к такому повороту событий.

Дело в том, что в этом возрасте появляется такое новообразование, которое так сильно меняет социальную ситуацию ребенка, что родители просто не успевают перестроиться под новые обстоятельства.

Новообразование это особое. Оно зреет внутри малыша целых три года.

При этом, чем легче прошли кризисы первого года жизни и второго, тем труднее и сложнее может быть кризис трех лет.

Что же это за новообразование такое секретное?

Это личность ребенка.

Именно в возрасте трех лет ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность.

Он уже многое о себе знает.

Как его зовут.

Кто его родители.

Где его дом.

Он даже узнает себя в зеркале.

Он теперь понимает:

Кто он - девочка или мальчик?

Какой он - хороший или плохой?

Что он хочет - играть или есть?

Все это начинает им осознаваться.

Родители, знайте важную вещь:

В три года ребенок точно умеет выделять себя среди других и отделяет себя от родителей уже в плане личности. На ментальном уровне, то есть на уровне мышления.

Уже не "мы", а "я".

Родители не бывают готовы к такой метаморфозе.

Из кокона (пеленок) на ваших глазах уже вылупилась бабочка.

Это очень важно понимать.

У нее сейчас сложены еще крылья.

Хорошо бы помочь ей их раскрыть.

Давайте попробуем.

Как мы, родители, можем распознать, что бабочка вылупилась или вылупляется вот прямо сейчас?

Ну, есть определенные признаки.

Кризис легко угадать, когда ребенок вдруг снова становится будто маленький.

Иногда даже может терять уже имевшиеся у него навыки.

Вдруг начинает сосать палец.

Или снова мочить штанишки. 

Появляется непослушание или открытый протест.

Один из признаков возрастного кризиса трех лет - это негативизм. Ребенок может отказываться от чего-то, даже если это хочет. Вот такое дело...
Один из признаков возрастного кризиса трех лет - это негативизм. Ребенок может отказываться от чего-то, даже если это хочет. Вот такое дело...

Но !

Здесь есть одно "но"!

Иногда такие признаки связаны с некоторыми заболеваниями нервной системы или даже психики.

И в связи с этим у меня для вас есть один обучающий кейс.

Давайте научимся отличать болезненные проявления от проявлений возрастного кризиса.

Это очень важно в плане оказания помощи малышу. В одном случае потребуются одни мероприятия, а в другом случае другие.

Это кризис или болезнь?

Итак, даю условную задачку.

Сразу скажу, что пример этот выдуманный, но сделан на примере настоящих обращений родителей.

Итак, пишет мама:

" У меня мальчику 2,6. Ещё года в полтора мог ударить меня в любое место, даже по лицу. Или по ушам хлопнуть так, что искры из глаз летели.

Потом это все вроде бы прошло. Я тогда просто хватала за руки, и говорила "нельзя ".

А сейчас опять началось.

Меня еще беспокоят истерики.

Например, идём за ручку, и вдруг он говорит: "хочу плакать на улице ".

И начинает по настоящему рыдать и упираться.

Проорался, я его спрашиваю: "Почему плакал?", Он : "Просто так". Или тут на днях захотел в фикспрайс, орал до рвоты и икоты. Позже ударил мальчика в песочнице в грудь. Еще через день вцепился мне в волосы.

Я тогда не удержалась, шлепнула его по руке. Было видно, что ему обидно. Я попыталась объяснить, что мне тоже больно. Но он, по-моему, не понял.

Идём по улице, он может встречному сказать: "Я тебя щас как ударю!"

В семье у нас тихо, на повышенных тонах крайне редко говорим, телевизор мало смотрим, мультики даю ему смотреть дозированно, в группу кратковременного пребывания ходит мало. По здоровью все хорошо. Поэтому к неврологу не обращались. Спит отлично, ест хорошо.

Агрессия это, или что, я не знаю, но меня такое поведение пугает.

Что делать, как реагировать на тумаки?"

Ну, что скажете, мои дорогие родители?

Как вы думаете: это кризис или что?

Ну, многие из моих коллег, посмотрев на возраст малыша, сразу скажет, что это возрастной кризис трех лет.

А давайте не будем торопиться и проанализируем.

Ну, начнем с того, что определим, что же беспокоит маму в поведении ребенка.

Я бы выделила здесь два момента, а не один.

Ну, первый момент - это, конечно, агрессивность ребенка. Агрессивность, которой мама не может найти объяснение и, соответственно, не может понять, что ей делать с этим.

А второй момент, который часто проходит мимо глаз даже специалистов - это некоторые странности поведения мальчика казалось бы в обычной ситуации. Шел-шел и вдруг решил поорать/поплакать посреди улицы ни с того, ни с сего.

Да, можно подумать, что здесь нет ничего такого. Дети во время возрастного кризиса становятся капризными. И я не буду спорить, это действительно, так.

Дети часто капризничают, когда в их жизни происходит перелом.

Но не стоит путать капризы (по пустякам или не по пустякам), но тем не менее имеющие свою мотивацию, и немотивированный выплекс эмоции посреди улицы.

Что хотел получить или добиться своим криком ребенок? Ничего.

Просто ему пришло в голову покричать.

Без какого-либо внешнего или даже внутреннего мотива.

Это точно не каприз из-за того, что не дали конфетку. Или не того цвета носки.

Поняли разницу в мотивированном поступке и немотивированном?

Нет, если бы у этого прокрика или выкрика был бы скрытый какой-то мотив. Или это была бы реакция ребенка на неудовлетворение его какой-то потребности, то это одно дело.

Если же такого нет, то записываем это поведение в странное.

Правда, я все-таки призываю родителей, не делать поспешных выводов. Есть возрастные нормы. И в одном возрасте какое-то поведение нормально, а в другом уже нет.

Например если бы мальчик был младше на 2 года, то просто поорать на улице без видимой внешней мотивации для него было бы нормой.

Если вы не знаете, как интерпретировать поведение своего ребенка и у вас есть вопросы, то обратитесь все-таки к специалисту, чтобы развеять или подтвердить свои сомнения.

Лучше всего ко мне, если я показалась вам достойна доверия)))

За других не ручаюсь.

К сожалению, очень много сейчас неоправдано быстрых обучающих курсов для психологов.

Идем дальше.

Итак, как вы поняли, я не зря рассказывала вам о том, как устроен возрастной кризис.

Он в первую очередь связан с новообразованием.

Давайте определим, является ли агрессивность мальчика его новообразованием.

Как это сделать?

Так новообразование на то и новообразование, чтобы появляться в поведении ребенка впервые.

Но, как видно по тексту, агрессия у мальчика проявлялась и раньше. Намного раньше. Уже за год до описываемых событий.

Потом немного снизилась.

И вот опять.

С чем это может быть связано?

Да, вторичное роявление анрессивности в репертуаре ребенка - это однозначно связано с возрастными проявлениями.

Но (!) агрессивность, как черта характера, у данного ребенка наблюдалась и ранее.

Просто, на подходе у него как раз кризис трех лет, который только усугубит ситуацию.

Мальчик станет самостоятельней, начнет проявлять свою волю, отстаивать свои потребности.

Подведем небольшой итог:

Что мы имеем в данной ситуации?

Мы имеем:

1) агрессивность как черту личности у ребенка;

2) не всегда мотивированное поведение, которое можно назвать странным;

3) поведение осложняется подступающим кризисом трех лет. Это можно понять по такому важному признаку, как возврат агрессивности после периода затишья.

В данном случае можно сделать вывод, что ребенку необходимо пройти обследование у ряда специалистов.

У каких, например?

1) Невролог.

Он должен сделать ребенку различные аппаратные исследования типа ЭЭГ или даже МРТ и посмотреть наличие или отсутствие нарушений работы головного мозга. Очень важно отследить нарушения ритмов мозга на предмет эпиактивности или любого рода пароксизмов. Это такие неправильные всплески электрической активности мозга, если говорить проще.

2) Эндокринолог.

Он должен проверить у ребенка гормональный уровень с помощью анализов крови и если понадобиться, то УЗИ, например щитовидной железы.

3) Психотерапевт медицинский.

При обнаружении у невролога нарушений со стороны головного мозга необходима медикаментозная коррекция поведенческих паттернов.

Впрочем, это будет решать уже сам врач. Вполне возможно, что это не потребуется.

4) Психиатр.

Этот врач должен обязательно наблюдать детей, которые демонстрируют странное или немного странное или плохомотивированное поведение.

Я понимаю ваши опасения, дорогие мои родители.

Но с таким поведением нужно обязательно разбираться, чем раньше, тем лучше. Иначе можно запустить болезнь, если она есть.

В описываемом случае можно предположить один из видов эмоционального расстройства личности (истерия, биполярное расстройство, шизотипия и т.д. Диагноз будет ставить врач. У меня нет таких полномочий).

Важно!

С этим нельзя справиться самостоятельно.

Это нельзя перерасти.

Оно обязательно трансформируется во что-то еще более серьезное.

Будет казаться, что оно ушло, но оно не уйдет.

Такого рода заболевания всегда прогрессируют.

Их нельзя остановить. Но можно взять под контроль.

И без психиатра тут не обойтись.

5) Ну и без психолога тут не обойтись.

Причем, если хотите помочь ребенку по-настоящему, то ходить к психологу придется долго.

Можно самим водить ребенка, а можно учиться у психолога, как взаимодействовать с таким ребенком. Такой вариант проще и дешевле.

Чем же психолог может помочь в такой ситуации?

1) У таких детей имеются не только нарушения психического плана, но и психологического.

Например, высокий уровень агрессивности из-за того, что ребенок болен совсем убрать нельзя.

А снизить можно.

2) Или повысить уровень произвольности.

Это когда ребенок лучше слушается и умеет выполнять ваши инструкции, указания, просьбы.

3) Также, психолог может выявить остбенности мышления и памяти и провести коррекционно-развивающие мероприятия.

4) Психолог научит родителей правильно вести себя с таким ребенком.

5) Поможет принять его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

6) Поможет выбрать способы взаимодействия с ним и способы помощи такому малышу, с учетом всех его особенностей и возможностей.

7) Научит восстанавливать силы, когда уже нет сил терпеть.

8) Подскажет, что делать дальше.

9) Расскажет, чего ожидать в дальнейшем и к чему быть готовым. Как может развиваться ребенок.

10) Поможет взаимодействию с врачами.

И много чего еще может сделать психолог.

Обращайтесь, не стесняйтесь.

Итак, мы с вами сегодня научились одной важной вещи: различать признаки болезни и признаки возрастного кризиса.

Но для того, чтобы родителям было легче пережить кризис трехлетнего возраста своего малыша, необходимо еще понимать, к чему же им нужно быть в это время готовым.

Ведь, как мы уже выяснили, чем лучше готовы родители к кризису, тем легче он для них проходит.

Признаки кризиса трех лет

Итак, чего же ждать от нормально развивающегося малыша в момент его трехлетнего кризиса?

А ждать можно многого.

Ну, давайте определим, что нам, как родителям, несет кризис трехлеток.

Как вы уже поняли, это кризис личности.

Ребенок впервые начинает осознавать себя, как отдельную персону.

Чем это грозит?

Он лучше начинает понимать свои потребности. И начинает учиться их отстаивать.

У него пока что еще небольшой репертуар.

Например, он может стать, как я уже писала, капризным. Если раньше он ждал, когда ему дадут игрушку, то сейчас он не просто нервничает, если ему ее не дают, но и обижается.

Помимо этого, он может стать непослушным. Раньше он подчинялся просто потому что не мог не подчиниться. Теперь может.

Семь признаков кризиса трех лет: упрямство, негативизм, своеволие, строптивость, протест, обесценивание, деспотизм. Помните, что это временное явление. А еще помните, что в поведении малыша должен прослеживаться некий мотив. Если мотива нет, то можно задумываться о том, чтобы обследовать ребенка у врачей.
Семь признаков кризиса трех лет: упрямство, негативизм, своеволие, строптивость, протест, обесценивание, деспотизм. Помните, что это временное явление. А еще помните, что в поведении малыша должен прослеживаться некий мотив. Если мотива нет, то можно задумываться о том, чтобы обследовать ребенка у врачей.

О дисциплине

Проблемы с дисциплиной в бОльшей степени присущи детям с ослабленным вниманием, а так же с проблемами памяти. Кроме того, непослушание в этот период чаще возникает у тех родителей, которые склонны к установке жесткой дисциплины или к гиперопеке.

Гиперопека - это тогда, когда родитель склонен заботиться о ребенке черезчур. Сверх необходимого.

Ребенок в этот момент уже не готов подчиняться просто так. А взрослых мотивов еще не понимает. У него своя собственная мотивация.

И для чего ему, собственно, просыпаться в 7 утра, если хочется спать? Или зачем ему идти в садик, если идти туда не хочется?

Обратите внимание: здесь за поведением ребенка стоит совершенно понятный и осознаваемый мотив.

Что и отличает нормативное поведение от проявлений болезни.

Впрочем, у болезненного поведения тоже есть свой мотив, просто он лежит в другой анормальной плоскости.

Еще с чем может столкнуться родитель, так это с открытым бунтом, сопротивлением и протестом. Опять же это часто связано с жесткими правилами, установленными в семье или с завышенныии ожиданиями от ребенка.

И также это связано с такими чертами личности ребенка, как особенности темперамента (холерик, например), негибкостью мышления (ригидность) или с недоразвитием произвольности, то есть с отсутствием у ребенка самого навыка следовать инструкциям взрослых.

Как вы поняли, суть проблемы лучше выяснять не на глаз, а у специалиста.

У психологов есть специальные методы, которыми они могут определить совершенно точно в чем проблема и провести коррекцию, если это возможно.

А ведь дело в том, что откорректировать нежелаемое поведение не всегда возможно. Например темперамент ребенка изменить нельзя.

Вот только определить играет здесь роль темперамент или все-таки дело в произвольности, а может быть во внимательности или еще в чем-то - это может только специалист. И провести коррекцию нарушенного навыка тоже может только специалист.

К сожалению, иначе никак.

Пытаться что-то сделать тут самостоятельно - можно даже навредить.

Вот такой он этот сложный кризис трех лет.

Есть еще одна важная деталь: если кризис трех лет прошел у вашего ребенка незаметно, то... держитесь!

В какой-то из следующих возрастных кризисов он вам покажет, кто в доме хозяин.

У многих читателей из-за обилия информации о возрастных кризисах может сложится мнение, что негативное поведение малыша в этот период - это норма. И не нужно никак это исправлять, само все пройдет, перерастет, главное потерпеть.

Это ошибочное мнение бытует даже среди специалистов.

На самом деле все сложнее.

Ну, давайте подумаем, о чем нам сообщает кризис.

Он говорит о том, что система ребенок-взрослый не готова к чему-то новому в развитии малыша.

Если не готов взрослый, то малышу будет сложнее пережить и так сложный для него период жизни.

Если у ребенка недостаточно сформированы какие-то качества для того, чтобы суметь приспособиться и к изменившейся социальной ситуации и к самому себе новому, то и в дальнейшем у него будут возникать сложности.

Например, у него есть проблемы с произвольностью.

Она нужна ему на самом деле вот прямо сейчас. А ее нет. Проходит какой-то период. А ее все еще нет.

А жить без нее очень трудно. Отношения с родителями все больше портятся. А ведь это еще только три годика его жизни. Что будет дальше?

В общем, думайте сами.

А я вам всем желаю теплых и понимающих отношений со своим ребенком.

Добра вам в дом.

Если хотите предложить на рассмотрение свою историю (анонимно) или захотите посоветоваться лично, то пишите radunitsa@yandex.ru

А здесь вы можете прочитать статью о том, нужно ли выходить из зоны комфорта или стоит подождать?

#детский психолог

#кризис трех лет

#дети

#воспитание ребенка

#развитие ребенка

#развитие личности

#развитие детей

#воспитание детей

#дети от 0 до 3 лет

#ребенок трех лет