Найти в Дзене
Native-Like Fluency in English

Подборка упражнений с примерами для тренировки уверенной спонтанной речи на английском (for advanced learners)

Оглавление

Публичные выступления перестали меня интересовать как способ на 30 минут стать кем-то, кем ты не являешься и не бываешь каждый день.

Обычно люди хотят выглядеть на сцене (или в комнате переговоров) кем-то более убедительным, более профессиональным, более компетентным, более уверенным и более привлекательным, чем они есть на самом деле, то есть каждый день. Для этого ставится голос, заучивается речь, выбирается одежда — чтобы достичь цель «Произвести Впечатление».

Еще в 2019 году я проводила открытую встречу в Балчуге “Public Speaking not to impress but to connect”, где всего этого не было. Я уже тогда видела, что половина меня поняла без слов, еще до того, как я начала говорить. Они помогали делать фотографии, встречать гостей, расположиться тем, кто пришел позднее… Вторая половина не понимала и поэтому хотела задавать каверзные вопросы, к которым у меня давно иммунитет.

 Открытая встреча в Балчуге “Public Speaking not to impress but to connect”
Открытая встреча в Балчуге “Public Speaking not to impress but to connect”

Всегда будут те, кто не понимает, потому что у них другой опыт и другие ценности, поэтому еще более странной мне кажется задача «Выступить так, чтобы поняли и купили ВСЕ».

Кто-то только этим и живет, что задает каверзные вопросы, сомневаясь во всем и во всех. Им нравится подрывать авторитеты, драться, бороться, переиначивать слова, переворачивать с ног на голову, вводить других в ступор и заставлять их сомневаться в себе. Они так делают везде - в школе, дома, на работе, на семинарах, в кругу друзей. Они везде перетягивают внимание с авторитета (учителя, родителя, лидера команды и др.) на себя и при этом искреннее считают, что помогают другим «увидеть скрытое».

Но мотивы их действий другие — поиск выхода из собственной беспомощности и ненужности. Когда их слово ничего не решает в семье, когда их не замечают ни дома, ни в школе, когда их мнения никто не спрашивает на работе, они сами создают ситуации, где их будут слушать, а их слово имеет хоть какой-то вес, даже потому что оно просто противоречит всем остальным.

Лейтмотив жизни таких людей — нескончаемая борьба. Выход из нее простой — перестать противопоставлять себя людям и начать учиться у них. И потом (при желании) начать учиться взаимодействовать с ними.

Нет, пожалуй, ни одного человека, у которого нельзя было бы чему-то научиться. Все люди рядом — учителя, и именно наши учителя, раз мы их видим, слышим, читаем. Некоторые учат отойти навсегда в сторону и искать других учителей. Некоторые учат молча. Некоторые — своим примером.

Ориентироваться на тех, кто задает каверзные вопросы после презентаций не так выгодно, как иметь свои ориентиры. Готовить нужно не речь, нужно всегда в первую очередь готовить себя.

И тогда готовиться нужно будет не к тому, чтобы защищаться от тех, кто не понимает или ищет внимания, а к тому, чтобы донести в сердца тех, кто понимает, даже если их нет в этой комнате.

 Открытая встреча в Балчуге “Public Speaking not to impress but to connect”
Открытая встреча в Балчуге “Public Speaking not to impress but to connect”

Подготовка к презентациям на английском языке (в особенности, когда нет или очень мало подобного опыта)хорошая платформа для осознания этих процессов.

Люди готовятся к своим презентациям так, чтобы показать, что английский — им почти родной, прекрасно осознавая, что это неправда (именно поэтому им страшно).

  • Учат наизусть, даже если не понимают до конца все ударения и смыслы.
  • Или учат слова, игнорируя ударения и смыслы, делая акцент на правильность.

Когда человек хочет сказать “правильно”, и остальное его не интересует, он перетягивает все внимание на себя, то есть поступает ровно так же, как те, кто задает каверзные вопросы только для того, чтобы их задать. Он не интересуется аудиторией — понимают они или нет, успевают они или нет, слушают они или нет? Ему не интересны отношения со своей аудиторией, ему интересно сформировать на сцене тот образ себя, который ему кажется правильным, или которым его учили быть.

Образ «успешного» спикера у всех разный, но в то же время в массовом сегодняшнем сознании — одинаковый. Это «звезда» — яркий, харизматичный, уверенный, полный энтузиазма шоумен с широкой улыбкой, который умеет рассказывать истории, шутить, вызывать людей на сцену и «менять их сознание» прямо во время презентации. Если нужно, неважно, мужчина или женщина, «успешный спикер» может вывернуть наизнанку свою личную жизнь перед аудиторией и даже уронить слезу, потому что «ошибки надо праздновать» и «уязвимость — нужная черта лидера».

Весь этот каламбур человек пытается натянуть на себя, готовясь к выступлению. И единственная понятная обратная связь для тех, кто так готовится к презентациям — похвала большой аудитории, подтверждение зрителя, что он хорошо втиснулся в ожидаемый образ, не подвел, не перестарался, то есть угодил и понравился.

Многие слышали, что нужно быть собой и искать свой индивидуальный стиль. Но у многих нет на это времени. Искать свой стиль — это непрерывная практика, а не интенсивный курс для новичков, где всем участникам нужно успеть прогнать свою речь три раза.

 Открытая встреча в Балчуге “Public Speaking not to impress but to connect”
Открытая встреча в Балчуге “Public Speaking not to impress but to connect”

Создавать свой стиль общения с аудиторией — это учиться понимать себя в каждой ситуации (не обязательно ждать ответственной презентации), а значит — постоянно тренироваться в условиях спонтанности и неопределенности.

После той встречи в 2019 году я еще год собирала обратную связь от людей, и стало очевидно, что основной вопрос людей с уже хорошим уровнем английского и большим опытом выступлений как на русском, так и на английском — «Как подготовиться к непредсказуемым ситуациям и вопросам на английском? Как не растеряться, не терять ясности мысли, как четко отвечать на вопросы, которых не ждешь?»

Подготовиться и выступить — это просто. Пусть не легко, но хотя бы понятно, что делать, и как делать. А все, что после — полно неясности, переживаний и часто не самого приятного опыта.

Подготовленная и спонтанная речь на иностранном языке — два разных навыка, требующих разных методов тренировки.

В основном, люди тренируют подготовленную речь — репетируют, прогоняют, заучивают и пр.

Спонтанную речь люди не тренируют не потому что считают этот навык неважным, а потому что действительно не знают, как.

  • Просто спонтанно говорить с самим собой о чем-нибудь на английском? Это кажется абсурдом, и я здесь согласна. Это скучно, неинтересно и не дает нужных результатов.
  • Просто ходить в языковые клубы? Да, это помогает убрать барьер, но все равно не дает навыка быстро анализировать входящую информацию на английском и спокойно и ясно отвечать на вопросы в стрессовых ситуациях.
  • Просто болтать с учителем носителем языка? Это хорошо, только люди, которые пока не очень успешно справляются с задачей быть спонтанным и одновременно излагать свои мысли понятно и структурировано, уже имеют опыт работы с носителем языка или даже много лет непрерывно занимаются с таким преподавателем, или даже живут в англоговорящей стране.

Люди делают много, но делают мало целенаправленной работы.

Например, есть понятный график занятий английским, но нет четко выстроенной системы практики структуры и ясности в спонтанной речи на английском.

Такая практика будет приносить результаты, если человек практикуется именно в своих спонтанных ситуациях, а не во время запланированных и предсказуемых занятий английским. Неважно, на каком языке он начнет практику. Когнитивная основа здесь одна. Занятия английским здесь нужны исключительно для того, чтобы научиться правильно выполнять упражнения и работать с обратной связью, то есть освоить навык self-correction.

Есть ряд упражнений (я тоже их делаю регулярно), которые очень помогают развивать навык именно спонтанной речи на английском.

Продолжительность речи не важна: это может быть ответ на вопрос в одном предложении или внезапная речь/история/пример на 5-15 минут.

-4

Creative Writing

  • Я показывала техники работы с навыками writing, self-editing, revising, self-correcting, reading your own work совсем недавно для тех, кто был на Baking Party - мы писали вместе за одним столом, это было чудесно.
  • В коммьюнити есть несколько видео-уроков и вебинаров по Creative Practice. Нажмите PLAY и тренируйтесь в режиме реального времени. Есть запись курса Creative Writing 2.0 с ценнейшими комментариями от профессионального редактора, носителя языка.
  • В разделе Creative Exercises в коммьюнити выбирайте Writing: это упражнения для самостоятельной творческой работы. делайте в своем темпе и получайте вдумчивую, детальную обратную связь.

Присоединиться к коммьюнити можно, подав заявку на сайте.

Storytelling

Я не буду учить в одном посте, как это делать правильно. Я просто покажу упражнения, которые мы делаем в Community of Practice для тренировки этого навыка.

Summarizing

В Community есть ряд упражнений для тренировки ясно и емко излагать свои мысли. Начать можно с простого - резюмировать любое только что просмотренное видео на YouTube или только что прошедшую встречу. Просто резюмировать в своей голове или даже вслух не даст нужного результата. Нужно попросить обратную связь, чтобы увидеть ошибки, которые вы сами не видите, и переделать, опираясь на полученную обратную связь.

Заведите себе привычку резюмировать итоги встреч на английском и обозначать желаемый результат для команды до того, как они пошли выполнять задачу. Упражнение - Let’s paint the desired outcome.

Reading out loud

Именно это упражнение учит чувствовать ритм, интонации, взаимодействовать с аудиторией, одухотворять слова и наполнять их смыслом, а не просто звуком.

Как это тренировать:

  • Demonstration. Мой плейлист Natalia reads. Тексты приведены в описании, чтобы каждый мог тренироваться с тем же материалом по желанию
  • Выбор студентов: книги, которые они читали нам вслух For your inspiration: what students chose to read at our meeting in Moscow. Listen and practice reading these texts too
  • Thought Chunking & Pausing. Уникальный набор творческих упражнений для тренировки только одного навыка - понимание ритма английского. Доступен всем участниками коммьюнити.
  • Learn to Hear Every Single Word in English. Ранее продавался как отдельный курс. Сейчас все упражнения на тренировку этого навыка есть в коммьюнити. Не нужно покупать его отдельно. Одно из упражнений есть в бесплатном доступе на моем втором Youtube канале The Exercises.

Спонтанная речь — это естественная речь. Тренировать естественную речь в предсказуемых, но неестественных условиях не получается. Многие хотят научиться каждый день понятно изъясняться со свой командой на английском, но идут на курсы по публичным выступлениям, где их учат говорить с выражением или читать короткие заготовки поставленным голосом, где всегда есть начало и конец. Начало - надо собраться. Конец - можно выдохнуть и снова стать собой. Спонтанные ситуации - это текучка, они никогда не заканчиваются, и неизвестно заранее, когда они начнутся. Нужно готовить не речь, не голос, и не заготовки, а только себя, нарабатывая уверенность практикой. Чем чаще выполняются упражнения, тем больше у человека уверенности, что он действительно умеет.

Присоединяйтесь, чтобы делать упражнения, которые нужны именно вам, и учиться делать их правильно.

#natalia tokar #наталья токарь #native-like fluency