Есть довольно распространённое мнение, что России невыгоден сильный рубль, даже Ведомости опубликовали такую статью. Логика у них простая: при курсе 100₽ за доллар бюджет получит в два раза больше рублей чем при курсе 50.
Что имеем на деле:
Для бюджета важно сколько рублей он получит от проданной бочки нефти.
Федеральный бюджет на 2022 год заложен при курсе доллара 73,1 рубля и цене на нефть марки Urals в $44,2 за бочку. Именно она составляет львиную долю нефтегазовых доходов бюджета.
То бишь бюджет закладывает получить 73,1*44,2 = 3231 рубль в бюджет за проданный баррель нефти.
Разделив эту сумму на текущую цену нефти получим курс доллара. Сейчас баррель российской нефти Urals стоит $78,7.
3231/78,7 = 41,05. Это курс при текущей цене на нефть своего рода точка безубыточности для федерального бюджета, если курс доллара выше 41₽, то бюджет получает сверхдоходы!
Как видите, запас хода ещё есть!
Учитывая локальные конфликты, нарушение логистических цепочек в мире цена на нефть может вырасти, что может ещё увеличить запас хода для дальнейшего укрепления рубля.
Глобально укрепление рубля — это противодействие инфляции, а если инфляция падает, то можно снизить ставку, которая сейчас крайне болезненна для всего бизнеса. Такие высокие ставки не могут держаться долго. Кредиты становятся очень дорогими, предприниматели вынуждены останавливать производства, а это государству сейчас совсем не нужно.
Поэтому даже в худшем сценарии - если нефть будет дешеветь, бюджет действительно будет недополучать свои доходы, то с помощью крепкого рубля и низких ставок будут стимулировать экономическую активность, а Минфин переживёт, у него большие запасы.