Как-то раз поздно вечером я включил радио. И участники передачи, похоже из издательства, неимоверно радовались, что в одной из книжных серий сделали СВОЕГО «Гарри Поттера»! Признаться, уже тогда подобные дифирамбы слушать было неловко… Ведь на то он и автор, чтобы писать что-то свое, а не чужое переделывать. К счастью, у нас сегодня обратный случай: фэнтези настолько свое, что магический жанр чуть ли не на задний план отодвигается.
Я б в волшебники пошел, пусть меня научат
Итак, Россия заката девятнадцатого века. Петр Птахин – подросток из мещан. Его отец когда-то подорвался на волшебной мине, а теперь пропивает военную пенсию. Россия прошлого не так уж и прекрасна – социальные лифты доступны по большей части для (магически) избранных. Петр работает в лавке, но у него обнаруживают дар и отправляют в академию.
Есть такой жанр – плутовской роман. В нем написаны, например, «Признания авантюриста Феликса Круля» Томаса Манна. Вот это оно.
Петр – хитрец, не прочь поесть, презирает священников и играет краплеными картами. Герой «Трилогии Бартимеуса» по сравнению с ним святой. Но надо признаться, такой персонаж понравится многим. Ибо кто сейчас без греха?
В самом факте антигероя нет ничего плохого. Бывают среди них и обаятельные мерзавцы.
Но перед нами не второй Остап Бендер. С девушками язык кадет находит с трудом. Мимолетные отношения с дочерью аптекаря Анной не пылают страстью (ведь у нее Петя не один).
Помните «Республику Шкид»? Там мальчик торговал хлебными ломтями, а потом стал ростовщиком, и даже охраной обзавелся. Вот приблизительно таков и наш герой. Видит в окружающих по большей части источник собственной выгоды.
Есть шутка, что если бы Дарья Донцова написала «Гарри Поттера», то он добрался до вокзала только в четвертой книге. Ну так вот, герой добирается до академии лишь спустя четверть книги. А дальше – не сказать, что происходит что-то важное для вселенной магической Руси.
В самом начале Петр «кидает» сопровождающего его спецслужбиста-опричника, подделывает документы и наживается на них. Не прочь сделать подлость и сокурсникам (отрывает пуговицу, а запасные продает по рублю).
Трудовые будни и нетрудовые доходы "магакадета"
Большая часть романа – это не сюжетно важные события, а экспозиция. Еда в книге отдельная тема. Описывается чуть ли не каждое употребление пищи героем, а в буфете он меньше шести пирогов не берет
Маги тут не ученые в балахонах – академия 100% военная. Преподаватели – часто дуболомы, травящие байки. Детей избивают за малейшую провинность.
Герой постоянно прокачивает каналы маны и создает артефакты, хотя это не ЛИТРПГ.
Когда же во время практики случается серьёзная битва – Петру единственному в отряде не дают награду. Он сокрушается, что помимо золота ещё чего с поле боя не вынес.
По итогам первого тома герой Родину не продал, но нажился изрядно.
Книга настолько содержательна, что если начать со второй – ничего не пропустите. Там с первых же страниц перескажут все события.
Фанаты Гарри Поттера продолжат читать фанфики... Но люди, не искушённые книгами Гиляровского и детективами про Фандорина, могут проникнуться атмосферой России конца 19-го века. Налетайте, идея весьма определенная, и, быть может, это лучшая книга в своей нише.
Спасибо за внимание! Будем рады любой вашей оценке или комментарию! У нас также есть статья про фэнтези, похожее на «Гарри Поттера». А еще про книги, похожие на "Ведьмака", "Крестного отца" и «Приключения Жихаря» Михаила Успенского!