Найти тему

Природа невроза с точки зрения теории функциональной системы.

У врачей своё понимание невроза. По этому пониманию такого диагноза как невроз у врачей не существует. «… в общем введении к МКБ-10, понятие невроза было сохранено не в качестве основополагающего принципа, а в целях облегчения идентификации тех расстройств, которые некоторые специалисты могут по-прежнему считать невротическими в их собственном понимании этого термина (смотри замечание по поводу неврозов в общем введении)» [Классификация психических расстройств по МКБ-10/F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства /F40 - F48/Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства].

Метод Биодинамического центрирования «Касание ангела» (КА) не является медицинским – об этом я повторял много раз и сейчас утверждаю это. Медицинская концепция заболеваний иная, чем в методе КА. От концепции зависит и лечение. Концепция невроза в методе КА опирается на «Теорию функциональной системы» П.К. Анохина. По этой теории для удовлетворения жизненно необходимой потребности в организме формируется функциональная система (ФС). Сколько возникает потребностей, столько и функциональных систем формируется. Так как у живого организма потребностей очень много, начиная от клеточного метаболизма и до полетов в космос, и они возникают одновременно, то одновременно формируются множество функциональных систем. Между этими функциональными системами есть иерархия, они выстраиваются в стройную архитектонику соподчиненности и поэтому они функционируют ритмически согласованно. Хотя бы, по задумке Архитектора, должны функционировать согласованно. Возникновение потребности активирует отрицательную эмоцию. Как только потребность удовлетворяется, достижение этой цели ведет к распаду функциональной системы и удовлетворение подкрепляется положительной эмоцией. Если какая-то функциональная система не достигает своей цели, ради которой она и была сформирована, то отрицательная эмоция мотивирует достижение. Часто бывает так, что функциональная система не достигает своей цели, тогда отрицательная эмоция циркулирует в архитектонике функциональной системы до тех пор, пока цель не будет достигнута.

Функциональная система для краткости в методе КА называется гештальт, поэтому далее я ФС буду называть гештальт, гештальт и ФС равнозначны. Есть завершенный гештальт, который достиг своей цели, и есть незавершенный гештальт, который своей цели не достиг. В незавершенном гештальте циркулирует отрицательная эмоция. Чем больше в организме незавершенных гештальтов, тем больше отрицательной эмоции в организме циркулирует. По концепции теории ФС гештальт не достигает своей цели из-за потерь информационного смысла в цепях передачи информации как внутри своей архитектоники, так и между гештальтами. Из-за этих потерь возникает расстройство ритмической согласованности. А когда в товарищах согласия нет, то сами знаете что бывает.

По концепции метода КА гештальт не достигает цели из-за неведения. Неведение обуславливает видеть то, чего нет и не видеть того, что есть. Человек живет в мире желаний, в этот мир его приводит неведение. Неведение обусловливает то, что человек часто не может соразмерить желания с возможностями. Обманываясь, обманывает себя, хочет то, чего не может достичь. Возникают незавершенные гештальты. Какое-то количество незавершенных гештальтов изменяет состояние организма таким образом, что возникают свойства, присущие нездоровому поведению, которое мы называем неврозом. Поэтому выведена такая формула здоровья: честность залог здоровья.

По концепции КА в основе невроза лежит некоторая сумма незавершенных гештальтов. По версии МКБ-10 невроз это некий собирательный образ невротических расстройств. Этот образ невроза не отрицает нашу концепцию. Мы тоже считаем, что от суммы незавершенных гештальтов возникают разные проявления невроза. И мы также считаем, что невроз, как сумма незавершенных гештальтов, лежит в основе и других заболеваний. Невроз в легкой степени, совсем незаметный, начинает марафон от рождения к смерти. И, по мере накопления в организме незавершенных гештальтов, прирастает разными проявлениями падения функций тех систем живого организма, которые из-за незавершенных гештальтов не смогли удовлетворить свои потребности.

Как лечить невроз способами метода КА? Для лечения невроза нужно иметь понимание того, что гештальты выстраиваются в стройную систему взаимосвязанных систем. Такое вот «масло масленое». Можно по примеру К.В. Анохина (это уже другой Анохин, внук П.К. Анохина) это же выражение представить так: гештальты выстраиваются в гиперсеть взаимосвязанных систем с системной и межсистемной согласованностью. Если принять что гиперсеть это один живой организм, а живых организмов много, то получается, что гиперсети тоже должны иметь между собой межгиперсетевую согласованность. Возникает очень сложные отношения гиперсетей, с отношениями систем внутри гиперсети. И между этими отношениями возникают сложные, иерархически обусловленные связи, где, для общего здоровья, должна циркулировать честность. Вы можете себе это представить, чтобы все были честны с друг другом, если внутри одной гиперсети не всё по-честному? Но, чтобы начинать выздоравливать от невроза, к такой честности нужно стремиться.

Честность по теории ФС выглядит как циркуляция информации без потерь в архитектонике живого организма. Архитектоника живого организма выстраивается из отдельных элементов живого организма. Архитектоника живого организма и архитектоника функциональной системы взаимосвязаны. Если за счет изменения отношений отдельных элементов изменяется архитектоника живого организма, то это будет влиять на архитектонику функциональной системы. Эти изменения в отношениях приведут к тому, что между ними будут нарушены цепи передачи информации, что приведет к искажениям смысла передаваемой информации. Почему так произойдет? Потому что информация возникает при взаимодействии отдельных элементов. При одних отношениях между элементами возникает одна информация, при изменении отношений возникает другая информация.

Человек является сущим. В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия. В сущем есть независимое от восприятия идея «как должно быть» в виде формы отношений. «Как должно быть» извлекается из сущего через присутствие. В состоянии присутствия из памяти извлекается форма отношений «как должно быть» (по воле Архитектора, Бога, Природы). Когда терапевт КА создает все необходимые рабочие состояния сознания, то из памяти (не важно из чьей памяти, терапевта или пациента, в основе идеи «Человек» все люди одинаковые) извлекается «как должно быть», сравнивается с тем что есть у пациента. Дальше уже дело техники, как говорится. Отдельно подчеркну, для такой работы терапевту требуется такое состояние сознания, как присутствие.

Эти «Шесть ваджрных строк» указывают на практику, вследствие которой возникает терапия от невроза: «Хотя видимый мир проявляется как многообразие, это многообразие недвойственно, и из всего множества отдельных вещей ни одну нельзя вместить в ограниченное понятие.

Если освободишься от ограниченности любых попыток судить: «это похоже на то или на сё», становится ясно, что все проявленные образы — это грани того бесконечного, что не имеет образа, и, неотделимые от него, они — самосовершенны.

Если видишь, что все изначально самосовершенно, исцеляется болезнь — стремление чего-то достигать, и, когда просто остаешься в естественном состоянии как оно есть, присутствие недвойственного созерцания непрерывно возникает само собой».

Не хочется заканчивать статью без комментария этих замечательных строк, потому что их неверное истолкование может стать источником большего невроза. «Шесть ваджрных строк» это путь к духовному развитию, а не указывают цель в виде устранения невроза. Это нужно понимать. В этих строках говорится о развитии однонаправленности ума. Практика однонаправленности ума способствует развитию «зрения видеть то, что есть», а не свои желания. Это духовная практика, целью которой является освобождение от сансары, как от причины страданий. Для развития однонаправленности ума используется медитация. Во время медитации ум успокаивается и возникает побочный эффект спокойствия, расслабленности и иллюзия освобождения от страданий. Медитировать с целью получить спокойствия, расслабленности и освобождения от страданий, а это все связано с телом, является неправильным. Цель поставлена неверно и медитацией не достигается. Отсюда возникает мощный незавершенный гештальт, который порождает множество психосоматических проблем.

Мало кто задумывается, выбирая медитацию для расслабления тела, над тем, что медитация является практикой для умирания. В «Тибетской книге мертвых» написано, что во время смерти при определенных навыках однонаправленности ума можно освободиться от череды рождения – сансары. И для это цели миллионы буддистов практикуют медитацию. И, вообще, наверное, не задумываются о вероятности того, что миллионы практикующих медитацию буддистов могли создать мощный эгрегор медитации.

В Яндексе есть подборка Быстрые ответы

Зачем практиковать медитацию?

Это помогает отдохнуть, сфокусироваться, улучшить концентрацию и внимание, расслабить нервную систему, позволяет успокоиться и сосредоточиться. Польза практик для организма и психического состояния. Во время практик происходит полноценное расслабление организма, но в это же время в нём запускаются многие процессы, которые влияют на физическое и психическое состояния человека, а также сказываются на фигуре.

Может ли медитация навредить?

В итоге специалисты выяснили, что побочными эффектами медитации может относиться риск развития психозов, маний, приступов эпилепсии. Кроме того, медитация в некоторых случаях может привести к депрессии. Медитация может негативно влиять и на телесное здоровье. Так, многие из опрошенных признались, что испытывали боли и обмороки, а также имели проблемы со сном и либидо.

А все почему такие побочные эффекты? Потому что: Цель медитации – пробудить в нас подобную небесам природу ума и познакомить нас с нашей сущностью – нашим неизменным чистым сознаванием, которое лежит в основе всей жизни и смерти. (Книга жизни и практики умирания. Ринпоче Согьял)

Зуфар Алтынбаев

Наука
7 млн интересуются